11-10-28

Культурный слой

Отец и сын

Эссе-рецензия

В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями, за зелёными лесами жили-были король с королевой. Король был суров, но справедлив, грудь его украшали награды, а королева добра и красива…

В маленьком царстве росли пальмы, в зелёных зарослях пели диковинные птицы, берега его омывал чистый, зелено-голубой океан…

А на берегу, возле хижины стоит мольберт, за которым, склонившись над листом бумаги, сидит художник. Он хочет показать людям из холодных северных широт волшебный мир красоты, покоя, безмятежного счастья.

Наверное, это романтик. И мы, конечно, знаем, что такое бывает только в сказках. Но художник верит в чудо, потому что видит его своими глазами, потому что его самого судьба невероятным образом занесла в хижину среди океана за тридевять земель в тридесятое царство-государство. Мыслимое ли дело оказаться среди такой экзотики простому художнику из Нижнего Новгорода.

Пора, однако, переходить на суровый язык прозы. Нижегородец наш «простой», да не очень. А батюшка его совсем уж не «простой», а весьма знаменитый художник, чьё имя до сих пор вызывает священный трепет у людей в милицейской форме.

Дело в том, что Николай Петрович Величко не только Заслуженный художник России, а ещё и легендарный летописец нижегородской милиции. И доселе его портреты и картины из жизни людей опасной профессии украшают парадные залы УВД нашей области. Сыну своему — Володе — он оставил богатое наследство. Хижина на берегу Индийского океана — лишь малая толика настоящего богатства, несоизмеримого с материальным. Николай Петрович сумел передать сыну любовь к искусству и уважение к людям.

В залах Выставочного комплекса на площади Минина странным образом сошлись две стихии: панорамные пейзажи волжских откосов и беспредельные океанские глади Малайзии. С одной стены на вас смотрят король с красавицей королевой, с другой, что напротив, — умные, чуть печальные глаза человека с акварельной кисточкой в руке — портрет отца. Вот она — парадигма юбилейной выставки Владимира Николаевича Величко.

Он точно, шаг за шагом, повторил биографию отца по основным вехам жизни. Сначала Горьковское художественное училище, затем — Харьковский художественный институт, факультет графики. Выставки — упорная работа — звание заслуженного художника России. Сейчас Владимир Николаевич Величко — председатель правления Нижегородского объединения Союза художников России. Должность почётная, но хлопотная. При полном отсутствии интереса к творчеству художников у власть придержащих, при отсутствии определения статуса ­художника и закона о творческих объединениях, существующих сегодня как «общественная организация», — как жить? На что? Нужна ли профессия? Нет ответа. А если при этом ещё и внутри Союза идут распри, если одни ненавидят других? Как в таких непростых условиях удержать Союз от развала?

И как тут не вспомнить Блока:

 

За городом вырос пустынный квартал

На почве болотной и зыбкой,

Там жили поэты, и каждый встречал

Другого надменной улыбкой…

 

У Владимира Николаевича, конечно, немало недоброжелателей, если не сказать врагов. И не только по творческому признаку.

Ведь у нас как? Я — гений, а ты — барахло. И Владимира Николаевича спасает то, что он приверженец реализма. Во-первых. А во-вторых, как бы ни шипели вокруг, а покажите на выставке хоть одну крупно-форматную картину в акварели? А Величко не одну, а целую серию таких картин написал. На выставке можно увидеть Нижний Новгород в разных состояниях, в зимней тишине и весенней свежести. Не только этюды, а настоящие, по всем законам станкового искусства картины. Но главное — он остаётся Человеком. Интеллигентным и порядочным.

Конечно, столь счастливая творческая судьба — редкость. Гораздо чаще мы видим хоть и талантливых, но несчастных, невостребованных и от того озлобленных на весь мир людей.

У нас много чего нет. Конечно, денег нет. Это первое, что приходит на ум. Ну а в более глобальном масштабе — нет справедливости, нет внимания к больным в поликлиниках, нет хорошего воспитании детей…

Список можно продолжить. Только зачем? Лучше вспомним то, чего у нас нет, но совсем недавно было, потому что не зависит ни от правительства, ни от чиновников, а только от нас с вами. Лично от каждого.

Доброжелательности нет. Такое впечатление, что в одночасье люди вдруг обратились в хищников. Понять можно: изменились обстоятельства жизни. Простить нельзя.

Сегодня градус агрессивности в межличностных отношениях резко подскочил вверх. А ведь рядом растут дети. В такой среде можно ли ожидать нормальное поколение? Редкие ростки доброжелательности ещё встречаются. Но они проявляются всё реже и реже. Уходит поколение людей, воспитанных в советской системе ценностей. С ними уходит человеческое в человеке.

История отца и сына Величко поучительна.

Кстати, в соседних залах развёрнута выставка живописи другого художника. Но это, как говорится, совсем другая история…

Альбина Гладышева