11-11-11
Культурный слой
На квадратных метрах полезной площади
В Доме архитектора закончила свою работу выставка «ABD architects\20 лет диалога». В Нижнем Новгороде диалог со зрителем уложился в две недели.
В течение этого времени посетители могли наблюдать 40 ростовых подсвеченных планшетов, на которых известная московская мастерская явила миру итог своей многолетней деятельности в виде лучших реализованных (за некоторым исключением) проектов. Казалось бы камерное пространство, тем не менее, таковым не казалось, и через окна-планшеты, навешенные на лаконичные чёрные боксы, раздвигала площадку — и буквально, и метафорически.
Профессиональным архитекторам, видимо, хватало и видеоряда, хотя я считаю, что тех лапидарных, но исчерпывающих комментариев, помещенных в идентичном каталоге, явно недоставало рядом. С ними масштабное и пафосное восприятие оказалось куда полнее.
Если в двух словах охарактеризовать общий стиль, то это будут «минимализм» плюс «функциональность». Так как почти все проекты — это гражданские здания и офисы, то и само их предназначенье диктует выбор материалов: плитка, стекло, металл во всех видах (от профилей до ковки), пластики, иногда природный камень скромной фактуры. Это, конечно, не Версаль и даже не Большой театр, где одного сусального золота ушло шесть килограммов.
Такой же минимализм и в цвете (холодные серо-голубые фоны, но с непременным контрастным пятном в виде ресепшена-мыльницы пожарного цвета), и в форме (круги, квадраты, прямые линии). Всё не только доступно и понятно для посетителей, но дисциплинирует и «целеустремляет» персонал.
А то, что сходу бросается в глаза, так это какой-то суперглобализм и в меру пафосная топонимика.
И здесь ярким примером служит бизнес-центр класса «А» «Принципал плаза», который при всех своих внушительных размерах не смотрится громоздким и подавляющим. Самое интересное, что фасады округлой формы стали вынужденной мерой, хотя именно они придают зданию некий нестандартный шарм, делая его похожим на океанский лайнер.
Органичность такого большого и серьёзного проекта, как «Западные ворота», подчёркивает неожиданный зелёный цвет, который всегда гармонизирует с окружающей природой.
«Мерседес-Бенц Плаза» выглядит солидно, буржуазно и… современно. Вместе с тем в облике заложено ощущение перспективы на будущее, что именно эта марка всегда креативна и экстраполярна по идеям и качеству. Здание по достойной подаче соответствует марке и статусу.
На фоне общей тенденции к солидности такой объект, как «Европарк», производит двоякое впечатление. С одной стороны — вроде архитектурный курьёз, а с другой — доказательство широты интересов и креативности авторов. Из пояснительной записки понятно, что исходные условия для проектирования были ужасающими, так что ни о чём большем и мечтать не приходилось. Здесь функциональность просто задушила архитектуру, поэтому несмотря на очевидный героизм проектировщиков безразмерный торговый центр получился очень похожим то ли на дирижабль, то ли на сытого питона. В науке такое называется биоорганическим стилем.
К образцу креатива я бы отнёс и проект реконструкции стадиона «Динамо».
Но больше всех меня поразил «Фристайл-парк» действительно космическими формами, сопоставимыми и масштабом, и динамикой разве что с египетским сфинксом. И безусловной грандиозностью замысла, где словно аккумулируется мысль нации, важный мессидж потомкам. Чтобы они не воспринимали нас жалкими и убогими делателями денег, а ещё и способными на возвышенные порывы.
И конечно, особняком, но не чужаком стоит в этом ряду Храм Святых Косьмы и Дамиана. На фоне «общепринятого» подхода застройщиков к памятникам старины данный проект поражает своим трепетным отношением к собственной истории, как и сама непростая легенда сооружения. Здорово, что церковь с минимальными потерями пережила период забвения и разрухи и этаким старичком, полным благодати, протягивает нам руку из прошлого, руку помощи и прощения.
Не менее минималистичен и функционален подход к интерьерам, чему ярким примером служит офис компании «Джонсон и Джонсон». В числе особенностей — открытый потолок и заложенный модуль, учитывающий ощущения человека в состоянии покоя. Элемент позитива вносят не столь большие формы и отсутствие однообразия. Глазу интересно, возникают ненавязчивые ассоциации. Учитываем удобное расположение рабочих зон.
Офис компании «Сименс» поражает деловой «жёсткостью». Каждая деталь, будь то мебель в стиле «хай-тек» или гладкие кубы-объёмы словно призывают не терять ни минуты даром, ибо она (минута) стоит… (следи за курсом). Из интересных деталей обращает на себя внимание оригинальное решение вопросов освещения.
«Арсенал» же наоборот максимально открыт для посетителей. Приглушённый свет создаёт атмосферу доверия, таинственности и желание внимательней рассмотреть оружие. Словно какие-то флюиды провоцируют ощущение преемственности и отсылают в историю, чуть ли не в средние века.
Похожей игрой света можно объяснить то таинственное очарование, которое возникает ещё на пороге офиса «Кредит Сьюси». Световые разводы в сочетании с подобным рисунком натурального камня создают иллюзию аквариума во всю стену. Кажется, стоит войти и вокруг сразу возникнут экзотические рыбки, в том числе и та самая — золотая, с тремя желаниями.
Необычен подход к интерьерам нефтехимического концерна «Тотал». Может быть, французский дух добавил игривости в фантазию архитектора, но ярко-красный пластиковый ресепшен очень похож на модный ридикюль, словно впопыхах забытый какой-то рассеянной дамой.
Смелым оказалось решение напрямую использовать логотип «Nestle» в качестве декоративного элемента. Очень располагают и фото детей на стекле перегородок. В общем-то детская тема и определяет весь этот броский и яркий стиль, словно повторяя в целеполагании рекламу: «Купи меня! Съешь меня! Я — сладкий!»
Подобная архитектура и конструкциями, и материалами, и размерами, видимо, по замыслу авторов призвана поражать, удивлять и восхищать, что она, собственно, и делает. И даже, возможно, того не замечая, служит барометром, а то и символом расслоения общества. И фоном тому — «сталинки», демократичные «хрущёвки», не говоря уж о ветхом фонде. Подобная мегаломания чем-то напоминает египетские пирамиды с их ощущением принадлежности всем, и одновременно никому конкретно. А на фоне вызовов доступного жилищного строительства, думается, у каждого возникает подспудная мысль: «А вот если перевести всё это великолепие в полезные метры, то сколько же это?..»
А действительно, сколько?
Сергей Плотицын