№129 (1832), 18.11.2011

Политика

Госдума — место для лоббизма

Удивительно, что выборы органов власти большинство избирателей интересуют только до оглашения их результатов. А дальше мы быстро забываем фамилии наших избранников. И уж тем более не следим, какие посты они заняли, например, в Государственной Думе. А от этого во многом зависит, способны ли те же нижегородские депутаты успешно решить задачи в интересах развития именно нашего региона. Давайте посмотрим на предстоящие выборы в Госдуму?2011 с этих позиций. Опыт обещает быть интересным.

Областные средства массовой информации многократно обращались к вопросу, как политические партии обсуждают между собой распределение постов заместителей председателя регионального законодательного собрания, председателей комитетов. Стороны при этом конфликтуют между собой, они критикуют, а то и обвиняют друг друга в упущенных возможностях создания коалиций. Эти факты доказывают, что посты председателей комитетов в ЗС НО являются ключевыми. Во многом от контроля партий над теми или иными комитетами зависит дееспособность и эффективность работы партийных фракций.

В Госдуме идёт ещё более жёсткая межпартийная борьба за комитеты. Мы видели, как реализовывались какие-то пакетные соглашения между партиями, как разрушались коалиции и образовывались новые союзы. В общем и целом населению понятно, что партии знают цену постов председателей комитетов. Это, так скажем, политическая составляющая.

А вот эта же проблема в региональном разрезе практически не озвучивается. Как будто в Госдуме нет регионального лоббизма. Но это отнюдь не так. Другой вопрос, что информация о том, что посты председателей думских комитетов используются в интересах территорий, невыгодна тем, кто занял ключевые позиции в Госдуме. Некоторые субъекты федерации получили тут важный ресурс и стараются сохранить статус-кво всеми возможными методами. В том числе и отрицая региональный лоббизм в Госдуме.

На самом деле, те, кто имеют отношение к работе Госдумы, знают, что постулат о равенстве депутатов российского парламента — это фикция. Возможности председателей комитетов и так называемых рядовых депутатов во всех сферах деятельности несоизмеримы. Достаточно сказать, что аппараты в комитетах Думы работают только на председателей. Даже статус заместителя председателя комитета часто называют смешным. Поэтому в некоторых комитетах Госдумы создают пост первого заместителя председателя комитета. У этого первого зама появляется какой-то ресурс влияния.

Об этом не принято говорить, но рядовой депутат не в состоянии ни поставить вопрос во весь голос, ни выдвинуть актуальный законопроект. В Госдуме написанием этого документа никто заниматься не будет, кроме самого его инициатора, а вне стен нижней палаты Федерального Собрания нет структур, которые выполняют такого рода работу.

Откровенно говоря, все эти коллективные структуры — Совет Думы, фракции и так далее — уменьшают роль рядового депутата. А во фракции, в Совете Думы такого депутата никто не поймёт, если он будет ставить вопросы, которые затрагивают в первую очередь интересы Нижегородской области. Обычного депутата просто не услышат или проигнорируют его предложение. Мол, в федеральном парламенте решаются общегосударственные, а не областные задачи.

Что происходило в Нижегородской области при формировании списков кандидатов в депутаты Госдумы от различных партий? О целях регионального лоббизма, конечно, говорили, но на эту цель будущее нижегородское представительство в Государственной Думе не ориентировали.

В действительности на первый план выходила преемственность, когда действующие депутаты получали поддержку с Охотного Ряда — как люди, знакомые и понятные руководству Госдумы или лидерам партийных фракций. Кроме того, в регионах зачастую смотрели на то, какую кандидат в депутаты Госдумы даст прибавку голосов избирателей, а не на то, сколько проектов он пробьёт в Госдуме для, например, Нижегородской области. В общем, лоббировали конкретных людей, а эти люди зачастую со своей стороны лоббировали не интересы области, а интересы, простите за откровенность, своих покровителей.

Когда был оглашён список кандидатов в депутаты Госдумы от «Единой России», многие эксперты написали, что нынешний состав электорально более яркий и сбалансированный, чем четыре года назад.

Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения отстаивания интересов Нижегородской области, то нынешний список «единороссов» намного сильнее депутатского состава «образца 2007 года».

Что мы тогда получили? Большинство наших депутатов были рядовыми и лишь единицы стали зампредами в комитетах, что тоже, к сожалению, не очень весомо. Я помню, как распределялись баллы в пакетном соглашении партий по постам зампредов Госдумы, председателей комитетов и зампредов комитетов. Пост зампреда Думы оценивался в три балла, пост председателя комитета в два балла, зампреда комитета в один балл. Правильнее считать примерно так: зампред Госдумы — 10 баллов, председатель комитета — 7 баллов, зампредкомитета — 2 балла, рядовой депутат — 1 балл.

Если оценивать по такой систему, то результаты получаются не прям уж выдающимися. Ресурс Нижегородской области в Госдуме-2007 был следующим: у нас было десять депутатов — семь от «Единой России» и по одному от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» (последнего в глаза вообще никто не видел). Суммарно они давали Нижегородской области не более 12–13 баллов. Это просто мизер.

Что может получить Нижегородская область сейчас? Возьмём, например, пять списочников «Единой России», которые находятся на проходных местах.

Вадим Булавинов имеет опыт работы в Госдуме трёх созывов, два срока был мэром города-миллионника, успешно работал в этой должности в кризисный период. Он — бывший президент Ассоциации городов Поволжья. По своему потенциалу это председатель комитета, например, по местному самоуправлению. Это и практик, и юрист, кому как не ему корректировать ФЗ 131 «О местном самоуправлении»?

Марат Сафин — успешный спортсмен, заместитель председателя Олимпийского комитета РФ. Мог бы работать в сфере реализации масштабных спортивных проектов, в международном спортивном бизнесе, но он, имея нижегородские корни, принял решение баллотироваться от нашей области и работать в России. Сафин вполне может возглавить, например, комитет по спорту, молодёжной политике.

Андрей Макаров — заместитель председателя важнейшего для регионов комитета Госдумы по бюджету и налогам. Это позволит лоббировать интересы Нижегородской области как в федеральных программах, так и через поправки в законодательстве. У Макарова есть ресурс, что называется, напрямую отстаивать интересы нашего региона.

Алексей Лихачёв был депутатом Госдумы, курировал работу правительства России по вступлению в ВТО, заместитель министра экономического развития РФ. Велики шансы, что он возглавит экономический комитет в Госдуме.

Надежда Герасимова — действующий заместитель председателя Госдумы. Это влиятельная позиция, которая даст нашей области небывалый ресурс в нижней палате Федерального Собрания.

То есть наша область может иметь уже не 12 баллов, а 45–50. В разы больше. И это только за счёт потенциала «свежих» кандидатов от «Единой России».

Голосуя на выборах, стоило бы смотреть и на возможный результат. Пресловутые «партийные расклады». А есть то, что называют региональным лобби. Оно у «Единой России» на порядок сильнее, чем у остальных партий, которые делегируют туда рядовых депутатов. Сильное представительство в столице — база для эффективного отстаивание интересов области. Тут очевидная взаимозависимость. Первое оценивается в баллах, второе — в миллиардах рублей. Которые можно тратить на метро или дороги, стадион для Чемпионата мира по футболу или ещё как-то.

Вообще, некоторые субъекты Федерации давно эффективно используют ресурс в Госдуме. Нижегородской области, которая пытается реализовывать крупные проекты, как-то странно стесняться расталкивать локтями тех, кто уже привык «доить» федеральный центр. Например, Татарстан, показав на выборах в Госдуму-2007 высокую явку (85,4%) и высокий результат «Единой России» (81,2%), получил представительство 14 депутатов, из которых 8 занимают высокие посты.

Хотелось бы, чтобы и у Нижегородской области была реальная возможность участвовать в федеральных программах и лоббировать внесение изменений в значимые для региона законопроекты.

В общем, борьба идёт и за федеральные средства. Так что голосуя сердцем, можете смело включать и калькулятор в меру здорового прагматизма.

Виктор Деменев