11-11-18

Экономика

Как городские власти прокатили нижегородцев

Помните, как Тому Сойеру тётушка поручила красить забор? Внушив детворе, что покраска забора — дело высокохудожественное и под силу далеко не каждому, он превратил работу в товар. За счастье покрасить забор Том взимал с детей плату. Думаете, такое бывает только в книгах? То же самое происходит в нижегородской системе пассажирских перевозок.

Победитель конкурса на получение городского маршрута, как правило, начинает искать тех, кто его выручит, даст в аренду автобусы и персонал. При этом платят ему, победителю

Есть в Нижнем Новгороде сферы бизнеса, которые всё ещё живут по законам диких девяностых, а городские власти прикрывают на это глаза. Возможно, небескорыстно. Если бы речь шла о таком бизнесе, как ремонт обуви или торговля семечками, — мэрию можно было бы не попрекать. Но мы говорим о пассажирских перевозках в городе-миллионнике, который захлёбывается в пробках и уже устал считать аварии с участием автобусов и пострадавших граждан.

При столь нелюбимом нынешними звёздами городского управления Вадиме Булавинове было решено перейти на новую систему. В старой не устраивало большое количество мелких операторов, у которых по несколько автобусов, не самое высокое качество обслуживания. Да и управлять такой массой сложно. С ограниченным числом лиц договориться проще. Под флагом улучшения сервиса и повышения уровня безопасности придумали схему «один маршрут — один перевозчик». И понеслось.

Схема проста, как в детской книге у классика. Тётушка Полли, то есть городская администрация, имеет непочатый фронт работ, который касается не покраски заборов, а перевозки горожан. Согласно схеме, маршрут отдаётся своему проверенному бизнесмену. Правда, сам он, как и Том Сойер, желанием убиваться на пассажирских перевозках не горит, подвижного состава в нужном количестве не имеет, так же, как нет у него и персонала, ремзоны и прочих необходимых благ. Почему «тётушка» так безоглядно доверяет такому «племяннику» — непонятно. Но можно догадаться. Однако городу нужны перевозки, то есть забор должен быть покрашен. Поэтому бизнесмен начинает, как и Том Сойер, привлекать к выполнению задачи других, мелких перевозчиков, которым в силу отсутствия «родственно-доверительных» отношений с «тётушкой»-мэрией забор никогда бы не доверили. А теперь, внимание, главное!

Бизнесмен, получивший маршрут, начинает искать тех, кто выручит его, даст в аренду автобусы и персонал. А так как перевозка нижегородцев — «дело высокохудожественное и под силу далеко не каждому», платит не он, а ему. То есть мелкие предприниматели, имеющие, как правило, не более десятка автобусов, пользуются счастьем работать на маршрутах, платя за это удовольствие победителю конкурса.

О том, насколько жестоки нравы этого, как оказалось, теневого рынка пассажирских перевозок, «Новой» в Нижнем» рассказала бывшая предпринимательница Елена Кузнецова. Она долго боролась с этой системой и городской администраций, стучалась во все двери правоохранительных и надзорных органов, пытаясь отстоять права мелких предпринимателей и попавших в кабалу аренды водителей. Заодно пыталась заставить «хозяев маршрутов» платить налоги. Но инициатива в российских реалиях всегда наказуема — в итоге система работает по-старому, а вот свой бизнес Елена Кузнецова потеряла. Правда, это не остудило её желание докопаться до истины.

По её словам, с существующей системой можно было бы мириться. Департамент транспорта и связи проводит конкурс, на котором определяются «хозяева маршрута», которые отчего-то не имеют ни подвижного состава, ни персонала. А некоторые получают в единоличное распоряжение по три маршрута, имея всего десяток машин, в то время как необходима почти сотня. Но даже если на это закрыть глаза, «хозяин маршрута» должен заключить с владельцами автобусов договор аренды на транспорт и платить налоги. Параллельно с водителями должны заключаться трудовые договора, платиться все сопутствующие налоги, в том числе в Пенсионный фонд, отчисления на медицинское и социальное страхование. Это была бы схема, приближенная к цивилизованной.

Однако на деле, по словам Кузнецовой, всё совсем не так. «„Хозяева маршрута“ не заключают договоры аренды на транспорт, трудовые договора. Они не платят налоги и отчисления, имея с владельца автобуса от 15 до 30 тысяч рублей ежемесячно с каждой машины в зависимости от загруженности маршрута. Оставшиеся доходы идут на содержание, ремонт, мойку, страховку, стоянку автобусов. Все траты — на плечах владельцев транспорта, мелких предпринимателей», — рассказывает она. По ее словам, подобное сотрудничество — сплошное нарушение всевозможных законов и кодексов. «Предприниматели становятся дойными коровами, которые несут все расходы, а сливки снимает „хозяин маршрута“, у которого нет ничего, кроме замечательных отношений с мэрией. Водители попадают в настоящее рабство — дневная смена достигает 16 часов, приходится быть еще и кондуктором, ночью надо ремонтировать машину, не оформляются трудовые книжки, у людей нет никаких социальных гарантий», — рассказывает Елена Кузнецова.

Однако есть в этом и нечто более глобальное, отчего очень хотелось бы знать позицию главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова. Елена Кузнецова, зная размеры теневых поборов, число маршрутов и количество машин на маршрутах, рассчитала теневую прибыль «хозяев». «В среднем это от 300 до 800 тысяч рублей в месяц. Факт неуплаты налогов в полном объеме был установлен налоговой инспекцией. И в ходе проверки, например, „хозяева“ Сухова и Камалов нашли возможность перечислить в бюджет 2,3 млн рублей. Бюджет недополучает около 300 миллионов рублей в год в виде налогов. Неужели это не волнует власти?» — недоумевает она. Правда, тут же отмечает ­интереснейшую особенность — эти предприниматели стойко апеллируют к нулевой прибыли. Мол, еле сводят концы с концами, бизнес нерентабельный. Правда, это не мешает им каждый раз заявляться на конкурс и побеждать в нем с завидным постоянством, подгребая под себя по три маршрута. Даже срок обслуживания продлили до пяти лет. Видимо, для поддержания собственной бедности.

Не рисуется ли у вас в голове интереснейшая схема столь горячего взаимного интереса чиновников, проводящих конкурс и курирующих транспортную систему, и тех, кто его выигрывает? Вот и у предпринимательницы Елены Кузнецовой рисуется. Она об этом даже не одно заявление и обращение в компетентные органы написала. Правда, говорит, довести дело до логического конца помешали родственные связи одного из «хозяев маршрута» — сыновья у него пополнили ряды следователей и прокурорских работников. Всё схвачено и обложено. Итог практически любой переписки — отказы и признание бессилия.

Что получают горожане от нежелания городских властей установить законность в этой сфере? Операторы пассажирских перевозок не платят налоги, бюджет голодает, и городские власти принимают решение увеличить налоги на недвижимость. И в самом деле — ну зачем портить отношения с приятными людьми, когда можно разом поправить положение. Кстати, повышение стоимости проезда никогда не добавит горожанам комфорта: владелец транспорта, находящийся в кабале, все пенки отдаёт «хозяину маршрута».

Операторы пассажирских перевозок не могут обеспечить стабильность и безопасность обслуживания — так у нас ещё никого не волновали факты наездов на пешеходов или приезда в столб при попытке сдать рубль с покупки билета. За такое ответит водитель, хозяин автобуса, но совсем не тот, на кого это всё работает, в чей карман капают эти рубли. По словам предпринимательницы, в этой сфере возникают настоящие бандитские разборки с выколачиванием дани, доведением до больничной койки, суицидами из-за неподъёмных долгов перед «хозяином», отъёмом транспорта. Был даже случай убийства водителя.

Горожане ничего этого не знают. Что-либо менять в существующем положении вещей городские власти не хотят. А потому что «хозяину маршрута» и «хозяину города» это не нужно. Ни тот, ни другой на маршрутках не ездят.

 

P.S. Переписка предпринимателя Елены Кузнецовой с городской администрацией, налоговой инспекцией и правоохранительными органами находится в редакции.

Денис Никифоров