11-11-18

Культурный слой

Первые на луне

В октябре, в рамках всемирной недели космоса, в киноцентре «Рекорд» состоялся показ первого советского фантастического фильма «Космический рейс», за озвучку немой ленты отвечала нижегородская инструментальная группа «Where Are You, Liam?». Совсем недавно мы писали о том, что «лаэмы» реанимировали свой «песенный» состав под названием «Маяк Моррисон», но звуковую дорожку они создавали именно как квартет «Where are you, Liam?»: Вячеслав Адушкин (клавиши, электроника, гитара), Алексей Власов (бас — гитара), Евгений Тарасов (клавиши) и Константин Воробьёв (барабаны).

«Космический рейс», снятый 75 лет назад по заказу ЦК Комсомола режиссёром Василием Журавлёвым, наверняка по меркам той поры выглядел не слабее каких-нибудь сегодняшних «Трансформеров». Съёмочный процесс шёл с использованием новейших технологий — а как иначе запечатлеть космос… В центре сюжета академик Седых, с внешностью Деда Мороза, собирается полететь на Луну, дабы испытать собственный ракетоплан. Ему противостоит очкастый профессор Карин, чей кролик вернулся из путешествия в космоса с разрывом сердца, и на этом основании коллега не советует изобретателю рисковать жизнью — а тем временем в космос отправляют кошку-космонавта… Но Седых не прислушивается к профессору и готовит экспедицию на Луну. Его компаньонами станут пионер-изобретатель Андрюша и ассистент профессора Карина Марина. Космонавтам предстоит побывать на Луне (да-да, в 1936 году!), добыть кислород из застывшей лунной атмосферы, с помпой вернуться назад, да ещё и бедолагу-кошку спасти. Надо сказать, что фильм снимался при участии самого Циолковского — он разрабатывал чертежи ракетоплана и придумывал всякие, как бы сейчас сказали, гаджеты. Герои полёта одеты в необычные костюмы, похожие на дайверские скафандры (есть подозрение, что Жан-Поль Готье позаимствовал отсюда идею костюмов для «Пятого элемента»). Едят из картонных упаковок. А во время сильной тряски космонавты прячутся в специальных ваннах, заполненных жидкостью определённой плотности, эта идея ванны тоже была подсказана Циолковским.

Понятно, что сегодня без улыбки эту картину смотреть невозможно, настолько она наивна и простодушна. Впрочем, и сами создатели ленты добавили комизма. Чего стоит реплика старушки (жены академика Седых!), приехавшей в ангар, где находится ракетоплан: «Собрался мой старик на Луну, там мороз минуc 270 градусов, а валенки забыл!» Или предупреждение самого академика уже на орбите — «Будьте осторожны! Помните, что вы потеряли весомость!»

Группа «Where are you, Liam?» подготовила блестяще сочинённый семидесятиминутный сет, где нашлось место и драм-н-бейсу, и синти-попу, и спейс-электронике в духе винтажных «Tangerine Dream», и пост-роковым омутам. Многие куски и впрямь вышли впечатляющими — к примеру, эпизод с невесомостью или эпизод, когда космонавты узнают о том, что кислородный баллон пришел в негодность. Лидер «лаэмов» Слава Адушкин менял клавиши на гитару, а ту — на компьютерную мышку, подавал знаки барабанщику, заставляя группу впадать то в неистовый фирменный драйв, то в отточенную красоту. Получилась вполне осязаемая музыка, начисто лишённая намеренной зауми. Группе оказалось по силам создать атмосферу триумфа советской технологии. Но не зря я упомянул про то, что картина воспринимается сегодня комедийно, вот как раз ирония «лаэмам» не особо далась, по всей видимости, они её изначально не программировали. А жаль. Добавить забавных звуков, эффектов не было бы лишним. Впрочем, в одном фрагменте комизм они всё же продемонстрировали — когда один из героев ленты задаёт вопрос «А где доказательства?», возникает музыкальный ход, каждая нота которого дублирует звуковой слог реплики.

Небезынтересно, что ранее «лаэмам» предлагали озвучивать раннюю комедию Хичкока, и они отказались — но зато поработали над звуковой дорожкой готического хоррора «Кабинет доктора Калигари». По словам Адушкина, в тот момент он уже подумывал взяться за «Космический рейс», но туда хотелось сделать что-то электронное, он ещё не «заболел» синтезаторами.

— Прежде чем преступить к написанию музыки для «Рейса», я просмотрел этот фильм в двух озвучках — и старый оригинал, и дорожку группы «Мумий Тролль», созданную пять лет назад. «Тролли» меня совсем не впечатлили. Также я скачал кучу фантастических фильмов — от советской фантастики до современных «Трона» и «Луны 2112». Хотелось понять, как это делают профессионалы. Если честно, я давно задумывался над тем, чтобы заниматься этим серьёзно. Я разбил фильм на части по темам до секунд, описав свои чувства и то, какой посыл музыка должна нести в данный момент. Хотелось передать музыкой тот масштаб, что заложен создателями. Конечно, было желание добавить монументальных оркестровых тем, но на сегодняшнем этапе не было такой возможности. Но я думаю, это реализовать в следующем проекте.

Между тем, Адушкин со товарищи уже вынашивают план работы над следующим фильмом. По всей видимости, это будет фильм совершенно иного жанра.

Вадим Демидов