11-11-25

Культурный слой

Безразличное равновесие

18 ноября в ЦВЗ открылась весьма необычная выставка. Традиционное пристанище официального искусства, оплот Союза художников вдруг заполонил классический «бульдозерный» вернисаж, совершенно немыслимый лет двадцать назад. Уроженец тогда ещё города Горького, физик по образованию и художник по призванию, представитель жёсткого андеграунда получил самую престижную площадку в городе для своей (увы!) посмертной выставки.

 

Заниматься живописью и выставляться Дмитрий Яновский начал с конца восьмидесятых. Впрочем, представленные на выставке работы не совсем живопись, а как написано в пресс-релизе, «ассамбляжи в стиле апт-арта». Оказывается, человек очень известен в столицах и заграницах, и его работы можно встретить в галереях современного искусства «от Москвы и до самых до окраин»: в Нью-Йорке, Париже и Барселоне.

Выставка действительно не для широких масс, и в самом начале средний зритель испытывает лёгкий шок. Потом правда в сознании начинают мелькать знакомые образы, нанесённые на майки фанатов «Iron Maden», «AC/DC» и других столпов хеви-металла: та же мрачность, тема смерти, отчаянья и психотропных средств. Собственно психоделические мотивы звучат и в самих названиях («Опиум», «Вены», «Медицинская серия»), вокруг которых было замечено скопление поклонников готической культуры. Здесь хотя бы сама невесёлая тема соответствует мрачному воплощению («Сумерки возбуждают»), ряд работ спорен («Адам и Ева», «Куклы»), а в одном случае как я ни пытался напрячь фантазию, но хаотичное переплетение сажи, умбры и ядовито-лимонного с кроваво-красным очень плохо ассоциировалось с названием «Детская площадка».

Как известно, в физике существуют три типа равновесия: устойчивое, неустойчивое (где для нарушения требуется единичный импульс) и безразличное (где силу надо прикладывать постоянно). Подобная живопись, мне кажется, подпадает под последнюю ассоциацию: хочешь что-то увидеть за экспрессивными мазками и переменчивыми контурами — заставляй себя смотреть. Не то что героиня Чехова, увидевшая в облаке рояль: белый, изящный и навевающий легкую меланхолию, а не активно способствующий ночным кошмарам.

Терзаемый сомнениями, я поговорил со сведущими художниками, и они описали мне контекст. Но зритель всё воспринимает через первичные ощущения. Может, стоит лекцию читать вскому входящему? Хотя кто же слушает на ночь тяжёлую музыку вместо колыбельной и на свидание надевает майку с черепами?

Сергей Плотицын