11-11-25

Политика

О чём Лихачёв никогда не расскажет нижегородцам

Главный признак этих выборов — большое количество красивых и влиятельных мужчин, временно переехавших из «резиновой» Москвы в лубочный Нижний Новгород. Не успело вылететь от нас в столицу эфирное лицо Первого канала Андрей Макаров, как к нам прикатил секс-символ тинэйджеров Марат Сафин. А за ним и арзамасец, член делегации правительства России на переговорах о присоединении ко Всемирной торговой организации Алексей Лихачёв.

Высокие предвыборные гости Нижегородской области говорили каждый о своём: Алексей Макаров (сверху) — о бюджете, Марат Сафин — о спорте. Алексея Лихачёва журналисты терзали на тему вступления РФ в ВТО

Лихачёв — тёртый политический калач, и о своих амбициях он поведал журналистам без всяких заигрываний. Если удастся занять депутатское кресло, Лихачёв намерен стать председателем комитета по бюджету. Сейчас же он — замминистра экономического развития, а комитет Госдумы по бюджету и налогам возглавляет Юрий Васильев, а одним из его замов является новый друг Нижегородской области Андрей Макаров

В новых амплуа с привычным репертуаром

Если от Макарова млеют юристы, а от Сафина — молодые журналистки, то от Лихачёва — вся пресс-служба правительства региона. Благодаря предстоящим выборам, Нижний Новгород в одночасье приобрёл сразу трех титанов в разных областях: юриспруденции, спорте и экономике. Сложно сказать, какое из этих приобретений важнее, хотя бы потому, что рядовой нижегородец плохо себе представляет годовой бюджет государства и впадает в ступор даже от такой цифры, как миллиард, а в нём, бюджете, он не один. В то же время все слышали аббревиатуру ВТО, но мало кто может сказать, даже как она расшифровывается, не говоря уже о преимуществах или рисках от вступления туда России. Зато что такое спорт и как играть в теннис, знают практически все. А ямочки на щеках Сафина, когда тот улыбается, заставляют улыбаться всех журналисток, а также спортсменок и их мам. Потому что ямочки на мужских щеках — международный женский язык, который учат ещё в школе.

Большинство журналистов были скептически настроены перед первой встречей со звездой большого тенниса. Почему-то кремлёвские имиджмейкеры уверены, что известная личность в политике — беспроигрышный вариант, даже если эта личность Настя Волочкова, в голове у которой только ракушки и бабочки. На самом деле чуть ли не за всю историю нашей «попсовой» политики действительно успешными были только две звезды: Михаил Евдокимов и Иван Охлобыстин. Да и то, второй, как вскоре выяснилось, был просто маркетинговой уловкой. Тем временем, избирайся сейчас в депутаты Государственной Думы Алла Пугачёва, вряд ли она была бы популярна как политик, хотя бы на той же нижегородчине.

Что же до спортсменов, заседающих в Госдуме, то как правило, результаты их работы вообще сомнительны, а россиянами так и вовсе остаются незамеченными. Сафин же старался убедить нас, что он будет совсем другим, и только слепой не заметит, как изменится мир после того, как у Марата появится депутатская неприкосновенность. Как это ни удивительно, но большая часть журналистов ему тут же поверила: может, потому, что, в основном, в региональную журналистику идут женщины. А может, потому, что он казался достаточно искренним. Впрочем, вероятно, что ему удалось переманить на свою сторону и некоторых мужчин: просто они не показали вида, так как не любят делиться с кем бы то ни было женским вниманием.

Главное убеждение Сафина — каждый должен заниматься спортом. И это чуть больше, чем просто суждение спортсмена о мире. «Если честно, я просто не знаю, кем бы я был, если бы не спорт. У меня полно друзей, которые сейчас являются обыкновенными наркоманами, потому что когда-то, ещё в школе, у них не было стержня и цели. Я и мой товарищ, тоже спортсмен, уехали за границу по контракту, потому что в то время здесь просто не было условий для развития спортивной карьеры. Слава Богу, что уехали, иначе тоже бы сторчались. Я уверен, что спортом должен заниматься каждый человек, потому что это заполняет пустоты и вырабатывает характер по жизни. Поэтому, хорошо зная спортсменов, я с уверенностью могу сказать, что это прекрасные исполнители, которые привыкли пахать», — рассказал Сафин.

Кто-то из политиков сказал, что в этой жизни легко преуспеть: надо лишь что-то делать и уже только поэтому будешь выгодно выделяться на фоне ленивого большинства. Трудолюбие и исполнительство — это хорошо, вопрос лишь в том, на кого пахать. Сафин, по его словам, выбрал правящую партию лишь потому, что не видит сегодня возможности продуктивно работать под флагом любой другой партии. И уже за эти искренность и рассудительность его вполне можно уважать.

Последующие встречи с журналистами проходили в форме дружеских посиделок на кухне. Поездил Сафин и по районам области, побывал в ФОКах, поиграл с юными теннисистами, научил выбирать ракетки, пообещал найти денег на развитие в провинции этого не особо популярного вида спорта. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать, за кого будут голосовать родители этих деток.

А потом приехал Алексей Лихачёв.

Перспектива служебного роста

Кто-кто, а он-то имеет право идти от Нижегородской области. Для тех, кто забыл, напомню: раньше кандидат сам выбирал, от какого региона выступать, а теперь за него это решает партия. Наша область является Российской Федерацией в миниатюре: тому способствует наше географическое положение, средний уровень образования, дохода и далее по списку. Именно поэтому мы являемся площадкой самых разных пилотных проектов. Пройти в Госдуму от Нижегородской области фактически означает победу по всей России. Что касается лично Алексея Евгеньевича, то он право идти от области заслужил: в разное время был депутатом городского горьковского Совета Народных депутатов, депутатом Гордумы Нижнего Новгорода, а уж потом стал депутатом Госдумы РФ. Так что представлять наши интересы на федеральном уровне ему не привыкать.

Лихачёв — тёртый политический калач, и о своих амбициях он поведал журналистам без каких-либо заигрываний. Если удастся занять депутатское кресло, Алексей Евгеньевич намерен стать председателем комитета по бюджету. Напомним, сейчас Лихачёв является замминистра экономического развития РФ, а комитет Госдумы по бюджету и налогам возглавляет Юрий Васильев. К слову, дним из его заместителей является наш старинный знакомый Андрей Макаров. К сожалению, к тому моменту, как Лихачёв рассказал о своих планах журналистам, Андрея Михайловича на нижегородской земле уже не было, а было бы интересно узнать его мнение по поводу такой кандидатуры. Вот сам Макаров отвечает на вопрос об амбициях достаточно расплывчато, хотя адекватно оценить, у кого больше шансов занять председательское кресло — у Макарова или у Лихачёва — сложно. Они примерно равны. Единственное замечание: может, у Алексея Евгеньевича действительно будет чуть больше времени для такой работы, так как Андрей Михайлович всё ж таки ещё и шоумен, а зрелищные программы, как известно, сами не делаются. Но и тут сторонники Макарова могут возразить, что человек этот обладает просто нереальной работоспособностью и вообще неизвестно, спит ли он когда-нибудь. Так что какая — никакая, а интрига наметилась.

Впрочем, вернёмся.

ВТО и всё-всё-всё

Если Макарова «пытали» по поводу бюджету, который, кстати, уже принят, то Лихачёва «допрашивали» по ВТО. Главные вопросы провинциальных СМИ: как отразится вступление России в ВТО на состоянии автомобильной промышленности и сельском хозяйстве? Лихачёв начал на них отвечать издалека. Указал нижегородцам на то, что у всех у них иностранные телефоны, а не отечественные аналоги и что эти самые трубки после вступления в ВТО будут стоить вдвое дешевле, потому что пошлины будут отменены. То же касается и автомобилей, ведь любой же хочет ездить на иномарке, но не может себе её позволить, так как государство взвинтило ввозные пошлина на авто до небес, чтобы поддержать отечественного производителя. А тот в свою очередь этим пользуется и не развивается, а выпускает совершенно неконкурентоспособную продукцию, которую в здравом уме не купит ни один русский, потому и была введена программа по утилизации. Конечно, Алексей Евгеньевич дипломат, поэтому подбирал слова осторожнее, но смысл сводился именно к этому. Пока мы искусственно поддерживаем такую тупиковую ветвь эволюции, как отечественный автопром, наши деньги идут куда угодно, только не на наши нужды, не говоря уже о том, что чаще всего в авариях погибают и калечатся водители и пассажиры именно наших ГАЗов и ВАЗов. Лихачёв убеждал, что если бросить удерживать на плаву нашу автомобильную промышленность, всем станет только лучше. На это ему резонно возразили, что сотрудников ГАЗа девать некуда. А он ответил, что придумаем, мол, люди, умеющие работать на станках, смогут перейти на промышленные предприятия зарубежных инвесторов, которые в большом количестве открываются по всей России, в том числе и в Нижегородской области, например, тот же «Либхер».

Как это ни печально, но Лихачёв знает, о чём говорит. Не снижать пошлины нельзя, потому что иначе у нас получится ещё один СССР с плановой экономикой, закрытый от всего мира экономической блокадой. То, что везде уже правит бал рыночная экономика, сегодня ясно даже ребёнку, и противиться этому бессмысленно: мы должны быть либо со всеми, либо проститься с мечтами о демократии и прочих приятных глупостях. Наш автопром только усугубляет проблему тех же моногородов: её давно пора решать, иначе совсем сопьёмся. И чем дольше тянется стон, который у нас песней зовётся, под старым названием «А как же работники ГАЗа?», тем больше проблем у нас возникает.

Лихачёв заявил, что сельское хозяйство по-прежнему будут поддерживать, чем успокоил большую часть присутствовавших на встрече журналистов.

А тем временем последняя перепись (предварительные итоги уже доступны на официальном портале) показала, что люди продолжают бежать из сёл в города, в деревнях остается только 26% населения, и это в основном старики. Но государство делает всё, чтобы возродить село. В Нижегородской области обкатываются программы по привлечению туда молодых специалистов и многодетных семей, созданию прослойки так называемой «сельской интеллигенции». Лихачёв, думается, никогда не ответит искренне на этот вопрос, потому что ответ не позволит ему пройти в Госдуму. Здесь всплывает удивительная особенность русского человека: на каждом шагу кричать, как в стране всё плохо, и при этом оставаться бесконечным оптимистом. Но если реалистично смотреть на вещи, становится ясно, что село наше возродить нельзя — не стоит и пытаться. Единственным выходом действительно остаются колхозы, но ведь для современного человека с его возросшими потребностями и желанием «жить, как человек», а не как рабочая скотина, такая форма организации категорически не подходит.

Растениеводство у нас возможно только на юге страны, но оно там и так развивается безо всякой помощи со стороны правительства и экономических уловок. На всей остальной территории возможно только животноводство, вот его и надо поддерживать, полностью переоснащая по европейскому образцу и назначая большие зарплаты сотрудникам. В принципе, это вполне реально, если отказаться от затратного растениеводства и перенаправить средства. Впрочем, наша общественность вряд ли созреет для такого решения в ближайшие 50 лет.

У меня есть ещё один вариант: наше сельское хозяйство за каких-то два года с радостью и по всей стране за считанные гроши и с любовью к земле и животным поднимут китайцы. Правда, мне кажется, этот вариант россияне тоже не примут. Но пусть хоть задумаются на случай, если уважаемые люди, Лихачёв и Макаров снова приедут в регион и спросят в своих приёмных, какие наказы хотят дать им нижегородцы.

Вероника Щедрина