11-11-25

Общество

О политической девственности

К дискуссии вокруг акции движения защитников киноцентра «Рекорд»

А у самой дороги, в загоне,

спала большая жирная Свинья.

Топот копыт разбудил её.

— Хрю-хрю-хрю! Куда это вы все? — спросила любопытная Свинья.

Она тотчас же проломила своим рылом загородку и пустилась рысцой

вслед за другими.

— Мы гонимся за Козлёнком, — ответила Корова, чуть дыша.

— Он нас считает… — жалобно протянул Телёнок.

— А ему… уф-ф… никто не давал такого права! — проревел Бык.

Но мы ему покажем! — заржал Конь, едва не задев копытом Телёнка.

Альф Прейсен

«Про козлёнка, который

умел считать до десяти»

 

Некоторая часть современной творческой молодёжи довольно часто постулирует: «Я вне политики». Я во всяком случае слышу это выражение регулярно. Сформулировать, что такое «политика», мало кто способен, но табу на всё подозрительное — от обсуждения происходящего в стране до участия в уличных акциях — действует безотказно. О «политике» известно лишь, что это вещь грязная, аморальная, к которой не то что прикасаться, но и близко подходить нельзя, иначе некто воспользуются тобой в своих гнусных целях. «Политикой» занимаются исключительно «провокаторы». Как воспользуются и чем это опасно, непонятно, но слово «попиарятся» употребляется едва ли не в качестве синонима «изнасилуют»: «пиар» — один из самых страшных пороков тех, кто занимается «политикой». «Они пропиарятся за наш счёт!» Как тут не вспомнить мультик про козлёнка, который умел считать до десяти: «Теперь он и тебя сосчитал!». Ну, вы читали эпиграф.

Обвинение в том, что кто-то «пиарится» вместо того, чтобы «делать дела», является универсальным и недоказуемым. «Кто-то боролся, а вы пиаритесь!» — прозвучало обвинение к участникам прогулки в поддержку «Рекорда» 19 ­ноября. 15 человек из этого числа были задержаны. Под «борьбой» тут, видимо, понимается ведение так называемого «конструктивного диалога», включающего, в основном, сбор подписей под челобитными властьимущим и обильно-печальные рассуждения о нелёгкой судьбе нижегородской культуры.

Подозреваю, что натура некоторых «творческих личностей» настолько тонка, настолько хрупка, что любое взаимодействие с реальностью чревато для неё ужасными травмами, из-за чего богатый внутренний мир, в котором заключен его носитель, должен быть надёжно защищён от проникновения извне, от любой встряски. Отсюда желание не ввязываться в конфликты, обходить стороной проблемы, а если уж обойти нельзя, то «бороться» максимально тихими и безболезненными способами. Плыть по течению, а если уж тонешь, то бултыхаться не слишком сильно, ибо всё равно это бесполезно. Отсюда же и желчное раздражение в отношении всего, что «раскачивает лодку».

В этой точке такие «личности» всецело сходятся с властью, часто являясь принципиальными консерваторами и махровыми реакционерами. Они уходят во внутреннюю эмиграцию уже в молодости и всю жизнь охраняют свою реальность от агрессивной внешней среды, выдавая это за высокую духовность. А «политика» является мощнейшим дестабилизирующим фактором, поскольку предполагает вовлечённость не только в свой внутренний мир, но и в жизнь социума или хотя бы в какую-то общность людей, предполагает активное действие во взаимодействии с другими, конфликт, столкновение воль и интересов.

Пойдём дальше. Если человек занимается творчеством, то связываться с «политикой», а тем более допускать её в свои произведения категорически нельзя. Иначе это уже будет не творчество, а «агитация». Где кончается одно и начинается другое, опять же никто объяснить не готов. А то, что Есенин, Высоцкий, Башлачёв, Цой, не говоря уже о Летове, являющиеся, как правило, почитаемыми молодым творцом иконами культуры, не только участвовали и в «агитации», и в «политике», но без этого и попросту не состоялись бы творчески, — это критическому анализу не поддаётся. Им можно, они же мёртвые. Это вам — живым, не успевшим наследить в Вечности, ничего ещё нельзя, не достойны. Лучше «начните с себя» и собой же закончите. Блюстители чистоты риз. Хранители скрижалей завета, блин.

На полях замечу, что участвовать в политической деятельности запрещено служителям Церкви, поскольку слишком сильная вовлечённость во взаимодействие с другими людьми, в борьбу их интересов, мешает общению с Богом, и то — запрещено участвовать в политической, а не в общественной в целом, где духовенство участвует очень активно. Но произведения носителей «антиполитичного» сознания, как правило, не претендуют даже на статус талантливых, не то что гениальных и божественных. Какое уж там общение…

Носясь со своей «внутренней чистотой» и политической непорочностью, политические девственники и девственницы порой не замечают, как становятся той частью интеллигенции, которая, подобно непогрешимым и почти святым михалковым, соловьёвым и познерам, в ходе «конструктивного диалога» обслуживает интересы любой власти, походя меняя свои убеждения. Ведь их моральные принципы не сформулированы, значит, их нельзя и нарушить. И «не западло» им, по мере взросления и в силу неизбежно приходящего цинизма, становится очень многое — от «Селигера» до прямой работы на власть. Ведь этого некультурного выражения нет в словаре «настоящего интеллигента». Их внешняя инфантильность, переходящая в маразм в старости, становится ширмой для вполне осознанного симбиоза с государством. Они заседают в разных «общественных советах», ведут передачи и пишут статьи, обосновывая легитимность власти и защищая её, а власть не скупится на ответные подачки. И подобно ряске на воде, глушат любой всплеск, замедляют любое движение вперёд, шипят на наглеца, посмевшего нарушить их полусонное существование. Это одна из традиционных ролей российской интеллигенции, и наивно полагать, что во времена декабристов было иначе. И Ленин своё знаменитое: «Интеллигенция — г…но нации», говорил именно о них.

Ни в коей мере не хочу в этой статье показать моральное уродство творческой молодёжи: у большинства-то как раз всё нормально и с пониманием реальности, и с ориентацией в пространстве. «Антиполитичность» отнюдь не синоним беспринципности. Интеллигенция существует между описанным в статье полюсом «политической девственности» (читай — гражданской безответственности) и полюсом «декабристов», то есть Граждан.

Конечно, хотелось бы, чтобы ориентация на второй полюс в среде интеллигенции преобладала, ведь от этого напрямую зависит будущее нашей страны, но для этого нужно для начала сформулировать базовые понятия, дать определения, сформулировать моральные принципы и своё отношение к различным ситуациям, людям и поступкам. Вместо того, чтобы прятаться от реальности за расхожими штампами. Для начала.

Юрий Староверов