11-11-25
Культурный слой
Отпустите меня, Гималаи!
На третьем этаже Художественного музея проходит выставка «Гималаи. Тибет». На ней представлены фотоработы, сделанные во время высокогорных экспедиций Международной общественной организации «Центр духовной культуры» и фотоагентства «АгниФОТО» по Гималаям и Тибетскому нагорью за последние десять лет.
Я — человек комфорта и небольшой любитель гор и всяких прочих искусственных препятствий, но то, что я увидел, просто заворожило. Фотографии очень расчётливо сделаны с разных ракурсов, а половина так вообще с птичьего полёта, так что суровые и необъятные разумом восьмикилометровые скалы кажутся уютным прогулочным трафиком, чуть ли не нашей «Швейцарией».
На выставке с полсотни работ, и все они красивы и информативны, но очень запомнились две. Одна — циклопический триптих 3 на 9 метров в главном зале. Удачная точка съёмки вкупе с фантастической разрешающей способностью оптики сотворили какое-то чудо, потому что я мысленно буквально гулял по всем этим тропинкам, гребням и перевалам, пока чуть ли не силой воли не прогнал наваждение, осознав въяве общий километраж (50 км) и перепад высот (порядка 6 км). А уж о минусовой температуре я вспомнил только на выходе.
Зато по контрасту просто идиллией смотрелось озеро Тсо Ролпа. Оказывается, их там целых четыре, однако, и этого вполне хватило. Как на взгляд ни дики и суровы каменистые просторы, вызывающие стойкие ассоциации с марсианскими, глаз всё равно различает на самом берегу некие стойбища аборигенов в виде стад животных, войлочных юрт и дымков над ними.
А уж совсем пасть духом не дают строки из буклета: «Южнее отдельными островками растут пучки травы и кустарниковые, а в речных долинах и котловинах пресных озер можно встретить так называемые тугайные леса. В них растут тополя, ивы, можжевельник, облепиха, барбарис. Здесь самая высокая граница земледелия: ячмень колосится на высоте 4500 м над уровнем моря».
И совсем уж несправедливо будет, в связи с речью о Гималаях, не упомянуть имена Елены и Николая Рерихов. На выставке есть фото долины Кулу, где находится их дом-музей и место кремации Махатмы Рериха.
Общим местом является, конечно, сакральный контекст горного массива для буддистов и индуистов всего мира с красивыми преданиями об острове Джамбудвина с золотой горой Меру в виде цветка лотоса, на вершине которой стоит город Брахмы, а вокруг цветут сады Индры.
Сергей Плотицын