11-11-25

Культурный слой

Шагом, шарж!

В издательстве «Дятловы горы» вышла монография Эдуарда Кузнецова «Книга о шаржах». Красиво оформленное издание радует глаз, а главное — веселит читателя.

В предисловии значится, что «шарж не имеет до сего дня (в отличие к примеру от карикатуры) ни одного ни национального, ни хронологического исследования. Это вдвойне странно, потому что шаржу не откажешь в популярности». Трудно не согласиться, хотя неопытному глазу так же трудно отличить шарж от карикатуры, как закоснелому «металлисту» — оперу от оперетты.

В первую голову книга поражает своим наукообразием. Внешне это вообще труд на уровне этакого каталога, где всё множество картин классифицировано, оцифровано и разнесено по разделам, главам и главкам — согласно объёму, национальности, принадлежности к профессии и полу. Шаржи на тему религии, алкоголя, фауны и флоры. Шаржи-прогнозы, шаржи-загадки, зашифрованные шаржи, шаржи из слов, букв и цифр.

Однако при всей своей информативности это не занудный прейскурант и не сухая инструкция по применению. Хороший литературный язык и динамичная композиция делают книгу не только познавательной, но ещё и читабельно-увлекательной. Книгу стоит читать небольшими дозами, как и положено поступать с энциклопедическими, назовём их так, изданиями. Содержание оказывается любопытным и неожиданным.

Например, выясняется, что «театраль­ная уборная Шаляпина была ­своеобразным музеем и творческой лабораторией. Стены в свободных от картин местах были испещрены рисунками углём. Даже во время разговора Шаляпин имел привычку рисовать собеседника».

Или что «ещё Тулуз-Лотрек помещал карикатурные изображения артистов на афиши. Не раз на афиши попадали шаржи Чарли Чаплина».

Или что «фантазия художников позволяет им представлять своих героев в виде: бакена, якоря, воздушного змея, светофора… чайника, телефона… электрической лампы, гаечного ключа».

Познавательно одним словом.

Сергей Плотицын