11-12-02

Культурный слой

«Джаз останется в любом случае»

На этой неделе в Кукольном театре прошёл джазовый фестиваль, в котором приняли участие известные российские музыканты — Григорий Файн, Сергей Проскурин, Леонид Бронштейн. А в качестве special-guest выступил Роберт Анчиполовский. Предлагаем читателям «Новой» в Нижнем» эксклюзивное интервью со знаменитым саксофонистом.

 

— Для начала расскажите, пожалуйста, как вам Нижний Новгород?

— Очень красивый город. Я вообще люблю ездить по старым городам, у меня возникает своего рода чувство ностальгии. Я и в Москве люблю ходить по старым местам.

— А откуда вы сами родом?

— Я родился в Киеве, но последние двадцать лет живу в Израиле — в Тель-Авиве. Мой дедушка был профессором музыкальной академии, а папа работал джазовым саксофонистом. Так что можно сказать генетически было заложено, что я не буду ни математиком, ни водителем автобуса — только музыкантом.

— Банальный вопрос, но всё же. Не тяжело жить за границей? Чисто психологически?

— Попадаешь в совершенно иной мир. В Израиле и культура другая, и законы другие, и люди. Плюс нужно было выучить как минимум английский язык, ибо по-русски никто не говорил, а нужно было хоть как-то общаться. Сейчас я уже привык, слава богу. Мне вообще сложно сказать, кто я. Долго жил в Советском Союзе, Израиле, студентом жил в Америке, но не считаю себя ни русским, хотя Родина моя — советская Украина, ни израильтянином, ни американцем. Скорее кем-то оставшимся посередине. Но в душе я, наверное, в большей степени русский. В Америке, как и в Израиле, люди другие — всё делают за деньги. А в России всегда как было? Приезжаешь и играешь джаз — и тебя не волнуют деньги, ты хочешь, чтобы до слушателей дошло, что ты играешь. Там всё иначе. А с другой стороны, есть общая тенденция. Когда играешь, понимаешь, что джазовая музыка сейчас уже не так востребована во всём мире, как это было в тридцатых-сороковых годах прошлого века. Особенно когда включаешь тот же MTV.

— А кто сейчас слушает джаз?

— Публика на джазовых фестивалях элитарная, и этот закон работает во всём мире. Игорь Бутман, Григорий Файн приучают русскую публику к настоящему джазу. Благодаря тому же Бутману стало модно приглашать джазовых музыкантов на частные вечеринки, в том числе партийные. С другой стороны, и сама публика стала более образованной. Раньше в классический сетлист таких выступлений входили исключительно популярные темы, типа «Take Five» или «Girl for Ipanema», а Игорь показал, что есть много других хороших композиций. И иногда не хочется играть заезженные композиции. Буквально вчера мы выступали в одном из российских джазовых клубов, публика была замечательной. Атмосфера просто замечательная. Мы начали играть в девять часов вечера, а закончили под утро. В Нижнем нас публика тоже не отпускала, и судя по количеству зрителей, концерт был востребованным. Нужно приглашать молодых музыкантов. И было бы совсем неплохо, если бы департаменты культуры и министерства разных уровней помогали с организацией таких концертов. Финансово в первую очередь. Есть джазовый клуб, есть публика — осталось только, чтобы кто-то вложил достаточное количество денег и организаторских усилий в развитие этой сферы. Допустим, чтобы можно было провести нормальный масштабный джазовый фестиваль. Чтобы сюда приезжали звезды первой величины, а не подделки. Нижний находится не так далеко от Москвы, чтобы организация такого феста была такой уж трудоёмкой и затратной.

— Как может развиваться джаз? Что может этому помочь?

— Это музыка будущего. Как мне видится, рок постепенно отходит — а джаз останется в любом случае. Люди не слушают рок в 50 лет. Джаз — музыка элитарная именно с точки зрения культуры, музыка интеллигентных людей. А для развития достаточно одной хорошей рекламной кампании. Одно только название «Международный Нижегородский фестиваль в Нижнем Новгороде» — половина успеха.

— Кто привёл в джаз лично вас?

— Первым был Чарли Паркер, потом — Джон Колтрейн, после него Фил Вудс. Мне ещё и посчастливилось учиться у Вудса четыре года. Мы до сих пор мы созваниваемся, подолгу разговариваем.

— И начинающему музыканту для того, чтобы научиться играть джаз, нужно…

— Любой музыкант, который хочет учиться джазу, должен ехать в Америку — без атмосферы, которая есть в Нью-Йорке, играть эту музыку не получится. Она заставляет вас играть по-новому. На каком бы уровне исполнительского мастерства вы туда не поехали. Другой момент — это классика. Многие считают, что классика и джаз несопоставимы. Я же считаю, классика — это база. Однобоких джазовых музыкантов нет, все они вышли из одной колыбели — академической. Между прочим, в России сейчас весьма хороший уровень музыкантов, появилось новое поколение джазовых музыкантов. Нужно развивать музыкальные дисциплины в образовательных учреждениях, чтобы там учили играть джаз. При американских школах есть джазовые оркестры. Кто хочет учиться дальше — идут в музыкальные академии, в высшие образовательные учреждения.

дословно

Григорий ФАЙН:

«Благодаря фестивалю мы получили наглядную картину того, что происходит в современном джазе. Таким образом мы анализируем, как развивается джаз в конкретном городе. Сравниваем. В Нижнем много музыкантов высокого уровня исполнительского мастерства. И вообще, организация фестиваля — трудное дело. Но всё прошло в лучшем виде. Кстати, рад поделиться хорошей новостью. В ближайшее время я планирую открыть в нижегородской консерватории курс джазовой импровизации. Мы обсудили эту идею с ректором, и он ответил положительно. Сказал, что готов оказать всяческую поддержку».

био де факто

Роберт Анчиполовский

Родился в 1974 году.

Выступал вместе с легендарными джазовыми музыкантами — с Филлом Вудсом, Рэнди Бреккером, Малгрю Миллером, Деборой Браун, Стивом Турре, Ларри Уилисом, Джемми О’Доннеллом, Русланом Сиротой, Игорем Надеждиным, Даниилом Крамером и другими. Принимает участие во многих джазовых фестивалях в Израиле, Европе, России и США — «Wichita Jazz Festival», «Paris International Jazz Festival» (Международный джазовый фестиваль в Париже), «Umbria Winter Jazz Festival», «BBC international Jazz Festival» в Лондоне, Фестиваль Израиля в Иерусалиме, «Red Sea Jazz Festival» (Джазовый фестиваль на Красном море).

В 2004 году Анчиполовский стал лауреатом и обладателем I премии на престижном Международном конкурсе саксофонистов им. Масимо Урбани в Камерино (Италия) и в качестве приза получает контракт с фирмой грамзаписи «Филолоджи Рекордс». Эта победа открыла талантливому музыканту дорогу на джазовый Олимп. Роберт Анчиполовский выступает в нескольких итальянских ансамблях, в том числе в оркестре Пиетро Иодичи.

В феврале 2011 года дал сольный концерт в знаменитом Линкольн-центре.

Беседовал Владислав СЁМИН,

специально для «Новой» в Нижнем»