11-12-02

Экономика

Рейтинг голых королей

В мэрии Нижнего Новгорода праздник. Служба кредитных рейтингов Standard&Poor’s впервые с 2006 года изменила долгосрочный кредитный рейтинг Нижнего Новгорода и рейтинг по национальной шкале. Поэтому все подтягиваем свои штаны на лямках и начинаем скакать от счастья. Главное, чтобы голый зад внезапно не открылся.

Впереди маячит время, когда нужно будет с бокалом лёгкого алкоголя на фоне ёлок местного кремля или в кабинете со штандартом за спиной рассказать об успехах уходящего года. Так как местечковые прорывы, описанные в отчёте за год работы главы города Олега Сорокина на ниве метростроения и ещё кое-где, вызывают снисходительные улыбки, возникла необходимость украсить торт вишенкой с авторитетным именем. И вот она появилась. В официальном пресс-релизе написано, что рейтинг Нижнего Новгорода повышен с «ВВ/ruAA-» до «ВВ/ruAA», прогноз изменения рейтингов остаётся «стабильным». Мы стабильны, нас прочно зафиксировали. Вкалывают успокоительное.

Долгосрочный кредитный рейтинг «BB» означает, что «при наличии чувствительности к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, в годовой перспективе рейтинг находится вне опасности». Рейтинг «ruAA» по национальной шкале означает высокую способность города своевременно и полностью выполнить свои долговые обязательства. Как следует из отчёта Standard & Poor’s, повышение рейтинга обусловлено более высокими, чем ожидалось, показателями исполнения бюджета города. По мнению экспертов, «Нижний Новгород демонстрирует умеренный уровень долга и взвешенную финансовую политику, что оказывает позитивное влияние на уровень рейтингов».

Магия бренда рейтингового агентства, которое, по мнению экспертов, причастно ко всем громким взлётам и падениям на биржевых рынках, действует безотказно. Благословение Standard&Poor’s автоматически разрешает городским властям брать долги под все свои аппетиты. Два Олега уже вывели новую теорию: повышение оценки не означает, что мы будем брать больше кредитов, это означает, что они будут для нас дешевле.

Особенно греет души городских властей, видимо, вот это: «Невысокий в настоящее время уровень долга Нижнего Новгорода до 2014 года не превысит низкий по международным меркам показатель в 30% текущих доходов и главным образом будет состоять из банковских и, возможно, бюджетных кредитов». Вы понимаете, что это означает? Идёт подготовка к закредитованию Нижнего Новгорода. То есть как раз то, с чем боролся предшественник двух Олегов Вадим Булавинов, к нам возвращается. Прежний, настоящий и всенародно избранный мэр, потратил не один год, чтобы вычистить авгиевы конюшни от навоза долговых обязательств, в том числе просроченных и дурно пахнущих. Те заседания Городской думы тяжело забыть: депутаты и муниципалы, как бабка из сказки про колобка, скребли по сусекам, чтобы обеспечить достойное финансирование соцсферы и снизить долги. Это было буквально делом чести. Сейчас город идёт по следам региона, который уже повысил для себя планку долгов до 65% доходной части.

«На ближайшие годы мы ставим перед собой амбициозные задачи по ­развитию города: это и расселение ветхого фонда, и строительство дорог, и возведение спортивных объектов», — отметил сити-менеджер Олег Кондрашов. То есть его менеджерского опыта хватает как раз на то, чтобы наделать долгов под развитие города. Он считает, что все эти проекты невозможно будет реализовать без привлечения инвестиций, а «повышение кредитного рейтинга города станет дополнительной гарантией для наших финансовых партнёров».

Вообще, слово инвестиции обычно воспринимается как привлечение денег, мягко говоря, не совсем в долг. Даже соцсферу можно застраивать в рамках государственно-частного партнёрства. Кстати, губернатор не так давно дал региону такой инструмент. Применять его, разумеется, следует осторожно и с умом. Но нижегородским голым королям проще занять на пошив платья, чтобы потом пройти по городу во всей своей менеджерской красе.

«Теперь привлекательность Нижнего Новгорода в глазах международных агентств выросла, и мы ждём прихода новых инвесторов», — радуется глава города. Теперь понятно, чего нам так не хватало — оценки рейтингового агентства. Ну, теперь точно инвестор попрёт, как лосось на нерест, — против течения, мимо охотящихся на него медведей, на верную погибель, но лишь бы отметать в Нижнем Новгороде свою денежную икру. Ждём-с. Аж скулы сводит!

И вновь в свете этого рейтинга прозвучали нотки гордости, что бюджет Нижнего Новгорода вырос с 19 млрд рублей до 25 млрд. Надо понимать, что для такого мегаполиса, как Нижний Новгород да с таким амбициозным руководством, которому год спустя только губу разъело на шикарные инфраструктурные проекты, — это только подпоясаться. Но они искренне называют это «неплохим результатом за год нашей работы». Ребята однозначно молодцы. Их успех — это всего два слагаемых. Оглушённые кризисом компании начали платить налоги, часть которых остаётся в городской казне. Пошёл процесс финансовой децентрализации, и федералы, а также регионалы начали ослаблять закрученные гайки.

Правда, в дальнейшем доходы будут расти не только за счёт эффективности городской экономики. Два Олега уже сделали яркую попытку залезть в карман нижегородцев и пошарить там на предмет лишних тысяч с каждого владельца хоть какой-то недвижимости. Ну, а чего стесняться? Новости кричат о средней зарплате нижегородцев в 23 тысячи рублей. Народ явно богатеет — пусть делится. Правда, статистика, как и рейтинги, хитрая штука. Если в комнате посадить нянечку детского сада с её зарплатой в стиле «пот и слёзы» в размере трёх тысяч рублей и главу города Олега Сорокина, который за 2009 год заработал 589 млн рублей, то средний заработок сидящих в комнате будет весьма красивым. Статистика покажет нам уникальную нянечку детского сада, которая в год со своего дохода может построить пять полноценных детских комбинатов. А если иностранные инвесторы узнают о необыкновенном процветании нижегородских бюджетников, то осчастливят нас инвестиционным дождём, не иначе.

То есть сейчас все берём попкорн, садимся в партер и наблюдаем весь 2012 год, как Нижний Новгород начинает развиваться в бешеном ритме. Ну, параллельно питаем надежду, что городские власти не исповедуют философию по модели: «В 2012 году будет конец света. Что делать? — Набрать кредитов и наслаждаться жизнью».

Денис Никифоров