11-12-09

Политика

Чем кормят политологов?

Результаты выборов в Госдуму выразились уже не только в странной арифметике подсчёта, закономерной реакции оппозиции и фразе, ушедшей гулять по просторам интернета «Фальсификация прошла нормально, голосований в ходе нарушений не замечено». У меня тут другой вопросик возник: а чем кормят местечковых «политологов» и «социологов»?

Не хочется никого обижать, да и не в политике вопрос, а скорее в профессионализме и обоснованности всяческих титулов и звёзд на политологических погонах. Понятно, почему федеральные телеканалы вряд ли покажут митинги протестующих и дежурящие БТР на улицах Москвы. На экранах счастливые лица молодёжи, зачастую даже ещё не избирателей по возрасту. Они говорят о своей радости от победы правящей партии и видят светлое будущее, к которому мы после 4 декабря катимся уже со скоростью курьерского поезда. И прав политобозреватель «Коммерсантъ FM» Станислав Кучер, призвавший своих телеколлег выбросить все свои «Тэффи», полученные за информационные программы. Речь именно о профессионализме.

Похожая картина и в нижегородском информпространстве. Но больше всего радуют доморощенные политологи, участники бесконечно круглых столов и авторы столь же обтекаемых комментариев по любому поводу. Они, как и ­федеральные телеканалы, видят из-под шор заметно меньше, чем стоило бы.

Например, «Гуманитарный технолог» Константин Барановский произвёл для общественности труд с заголовком «Каждый получил что заслужил» и начал его со слов «Я доволен». В эти дни вообще трудно встретить довольного человека, особенно причастного к сокровенным знаниям о политтехнологиях и выборах. Но вот вам уникальный случай.

Можно насладиться информацией о том, что «институт выборов не утратил своей актуальности», а «выборы проходили спокойно и почти без нарушений». Главное, что «среди регионов, по оценке лидеров «ЕР», не справившихся с избирательной кампанией и показавших низкие результаты партии власти Нижегородской области нет». Эксперт доволен.

Кстати, другой технолог отмечает, что в отношении партии власти поступило только два заявления о нарушениях, а вот в адрес коммунистов жалобы шли косяками — их в тридцать раз больше. «Коммунисты на собственном примере доказали, что лучшая защита — нападение», — пророчески отмечает технолог. Ещё бы! Я сам с упоением смотрел на просторах интернета видеоролик про то, как нижегородские коммунисты во главе со своим первым секретарём и по совместительству депутатом Госдумы Николаем Рябовым отжимают решётку и ворота у Канавинской администрации, преступно желая наблюдать подсчёт ­голосов. С обратной стороны в решётку упирался отряд специального назначения и лично глава района Николай Сатаев. Хулиганы какие!

Читаем дальше. Политический обозреватель Ольга Мигачёва считает, что областная власть «не допустила фальсификации результатов выборов». Это безусловно, по её мнению, «укрепляет институт выборов и повышает доверие жителей». Кстати, судя по местным новостям, тех, у кого произошла передозировка доверием, задерживали и пытались вернуть в трезвое состояние скепсиса административными делами и в условиях полицейских стационаров. Видимо, чисто, чтобы вернуть обществу граждан здоровыми. Также эксперт отмечает, что «наш регион, улучшил свой рейтинг, переместившись с 53 на 36 место по России». И делает вывод, который теперь, видимо, даже важнее любых цифр и процентов: «Получается, что Валерий Шанцев как губернатор, отвечающий за результаты выборов, усилил свои позиции в глазах федерального центра».

Очень удивил ещё один эксперт — мастер социологических исследований Александр Прудник. Вместо того, чтобы профессионально вскрыть истинные народные настроения и механизмы манипулирования ими, он даёт занимательные комментарии о том, что и «правящая, и оппозиционные партии в России сегодня исчерпали кредит доверия избирателей». То есть все партии у нас неправильные, дают неправильный мёд, а избиратели, выходит, почти зря голосовали. К тому же, впереди и так светлое будущее. «Эти выборы завершили определённый ­исторический процесс. Общество стоит на пороге новых политических отношений, иного политического будущего. Каким оно будет, станет ясно после президентских выборов», — говорит Прудник.

Так мне стало понятно, что в Нижнем Новгороде политологов не осталось. Они вроде как есть, но аки северный олень на гербе города: то есть по факту отсутствуют. Как и олень. Думаю, виновато питание. Потому что кормящийся объективной информацией политолог, без примеси «озадаченности» и «озабоченности» рейтингами правящей партии и её неформального лидера в пределах региона, такие шедевры написать и сказать не может.

Собственно, под шум о нарушениях у нас открылась небольшая такая язва, которую на фоне всеобщей поствыборной гангрены просто не очень видно — утрата объективного и независимого экспертного сообщества. Кто сейчас скажет правду? Оппозиция? Ну, она и не претендует на объективность, а также транслирует своё видение ситуации. А кто будет над схваткой? Получается, что болванчики богов экспертного мнения порушены, капище разорено, и теперь каждый верит в то, во что хочет. Лично меня из читателей местных политологов точно можно вычеркнуть. И из политологов тоже.

Денис Никифоров