11-12-09

Экономика

О трёх попытках купить ДУКи

Истории про «Нижегородскую сбытовую компанию», «Нижегородскую коммунальную компанию» и главу горадминистрации

В поствыборную ночь, с 4 на 5 декабря, лидер нижегородской «Справедливой России» Александр Бочкарёв, которому так и не довелось пробиться в Госдуму, заверил избирателей, что хочет работать в Нижнем Новгороде. И неожиданно произнёс то, о чём он не упоминал целый год: продажа ДУКов в частные руки была ошибкой. Значит, вопрос приватизации районных домоуправляющих компаний ещё актуален? Нам ждать передела?

Когда Москва через федеральное законодательство поручила муниципалитетам передать жилой фонд частникам, к тогдашнему мэру Нижнего Новгорода Вадиму Булавинову пришли лица, близкие к Олегу Кондрашову. Возможно, он тоже присутствовал на этой встрече. Ходоки предложили Булавинову продать им все районные ДУКи по хорошей цене. Не исключено, что потенциальные покупатели в том числе гарантировали главе города и политическую лояльность. Сделка, однако, не состоялась.

По версии другой стороны, на заседании Гордумы Булавинову задали вопрос о судьбе ДУКов. Он ответил, что будет думать. А после, «под покровом ночи» по 75% акций семи районных ДУКов (кроме Автозаводского) были проданы тогдашним думским депутатам в среднем по цене 10 млн рублей за пакет. Акции ушли предприятиям, которые контролировали депутаты Владимир Амельченко (Нижегородский, Советский и Ленинский ДУКи), Михаил Жижин (Московский и Канавинский ДУКи), Вадим Агафонов (Приокский ДУК), Николай Шумилков (Сормовский ДУК).

По нашей информации, примерно те же лица, близкие к «Нижегородской сбытовой компании», приходили к счастливым владельцам ДУКов (во всяком случае к некоторым) и предлагали продать их по цене примерно в 30 млн рублей. При этом потенциальные покупатели доходчиво объясняли собственникам домоуправляющих компаний, что у них есть рычаг влияния, позволяющий эти предприятия банкротить. Мол, кто контролирует расчёты за электроэнергию, тот контролирует всё. Это одна версия развития событий. Вроде как вторая попытка купить районные ДУКи провалилась.

А вот когда 25 октября Вадима Булавинова не избрали главой Нижнего Новгорода, дело у потенциальных покупателей пошло куда веселей. Справедливости ради надо сказать, что Владимир Амельченко сразу после муниципальных выборов от 10 октября сразу продал свои пакеты акций структурам Жижина, а тот перевёл свои акции, уже пяти ДУКов, на неких физических лиц. С учётом того, что Михаил Жижин оказался вне Гордумы-2010, это можно условно назвать защитной мерой.

И вот тут произошло сразу два интересных события, которые, конечно, никак не связаны между собой. «Нижегородская сбытовая компания» с третьей попытки приобретает 25% акций пяти ДУКов, которые в некоторых кругах до сих пор принято называть «жижинскими».

Олег Кондрашов трудоустраивает Жижина-младшего, а Жижин-старший продаёт пакеты пяти ДУКов в «НКК», близкую к Кондрашову. До перехода в горадминистрацию Кондрашов возглавлял «Нижегородскую сбытовую компанию». В составах собственников

«НСК» и «НКК» много общего

Интересный исторический факт. Накануне муниципальной выборной кампании 2010 года «антибулавиновцы», раскручивая тему продажи ДУКов в частные руки и делая из этого сюжета «страшилку», стали издавать газету. В ней высокопоставленные лица из «Нижегородской коммунальной компании» гневно клеймили и собственно ДУКи, и процедуру их продажи. Хорошо помню интервью Геннадия Зотина из «НСК» под названием: «ДУКи, сдавайтесь!». Сейчас Зотин возглавляет Московский район, где вокруг местного ДУКа сгустился криминальный туман. Мол, как-то не так обошлись с деньгами за энергосбережение. Нет ли тут следа «Нижегородской сбытовой компании», связанной с электроэнергетикой?

Другой интересный исторический факт. Неожиданное назначение младшего брата Михаила Жижина на пост директора департамента дорожного строительства. Он, конечно, специалист, но уж больно сладок этот кусок, где исполнение бюджета порой больше 100%, в то время как у всех остальных департаментов наблюдается недовыполнение.

Итак, Кондрашов трудоустраивает Жижина-младшего, а Жижин-старший продаёт пакеты пяти ДУКов в «НКК» («Нижегородскую коммунальную компанию»), близкую к Кондрашову. До перехода в горадминистрацию Кондрашов возглавлял «Нижегородскую сбытовую компанию». А если сравнить составы собственников «НСК» и «НКК», то можно увидеть много общего. Причём один из общих учредителей «НСК» и «НКК» — некое ООО «Транснефтьсервис С» — зарегистрировано на Кипре. Мелкий, но тоже весьма интересный сюжет.

Итак, есть пять ДУКов (Нижегород­ский, Советский, Московский, Канавин­ский и Ленинский), которые вроде бы контролируют люди Михаила Жижина: у них 50% акций, из оставшихся — 25% у «НКК», 25% ещё со времен Булавинова остались за комитетом по управлению муниципальным имуществом. Но это только кажется, что положение «жижнских» доминирующее. Не де-юре, но де-факто можно сказать следующее: 25% акций ДУКов у «НКК», то есть практически у Кондрашова, 25% акций у КУМИ — и это тоже всё равно что у Кондрашова. Когда журналисты вспоминают о 25% акций города, глава администрации Нижнего Новгорода решительно протестует: продаже не подлежат. И это логично. Они опять же де-факто обеспечивают двоевластие Жижина и Кондрашова в пяти ДУКах.

И тут надо смотреть: чей человек директорствует в ДУКе, какие отношения у глав районов с ДУКами? Тогда можно будет точнее сказать: каков раздел сфер влияния между «жижинскими» и «кондрашовскими»?

На днях Кондрашов заявил, что собирается уволить (об этом по крайней мере сообщили СМИ) руководителя ДУКа Ленинского района. Это означает, что Ленинский ДУК «кондрашовский». Чтобы понять, как дела обстоят в других ДУКах, надо проанализировать ситуацию. Даже внутри одного ДУКа может быть раздел сфер влияния.

Итак, раньше ДУКи были муниципальными. И именно по этим временам ностальгирует Александр Бочкарёв. Муниципалитет контролировал тогда ДУКи, порой даже слишком плотно. Совещания и заседания были бесконечными. Теперь ДУКи частные. И администрация города, в лице неких высокопоставленных чиновников, считает их, видимо, личными. Тут уже речь идёт не столько о контроле, сколько о «крышевании». Естественно, в скрытой форме. Зачастую на оперативных совещаниях, в телеинтервью власть даже бичует ДУКи. Но это, похоже, на фасадные работы. В смысле чтобы никто не догадался.

Недавно глава горадминистрации пошёл дальше: он объявил себя сторонником того, чтобы ДУКи были муниципальными. Но что поделаешь, федеральный закон не велит. Как будто не было трёх попыток покупки акций районных ДУКов. Вот такую цепочку сюжетных ассоциация навеял Бочкарёв в поствыборную ночь своими воспоминаниями о муниципальных ДУКах.

Виктор Деменев