11-12-26

Культурный слой

Шесть лет экспериментов

Группе «Chkalov», думаю, самая «дорогая» в Нижнем и окрестностях в плане клубной работы, преодолела шестилетний рубеж. По этому поводу был дан сольник в Jamboree и выпущено видео концерта. Я уже писал, что Данила Чирьев — из тех рок-музыкантов, у которых в одном месте шило, из тех, что готовы постоянно менять отработанный формат. Поженив хардовую гитару с консерваторским баяном, «Chkalov» придумывает всё новые способы существования в музыкальном пространстве. Они уже экспериментировали с речитативом, ударялись в сатирическую социальщину с лёгким закосом в «Ляпис Трубецкой», а теперь настал период песен о любви — и «виной» тому новая страсть лидера группы Данилы Чирьева. С ним и поговорили…

–Шесть лет… Время-то как бежит… Какая из стадий группы тебе кажется наиболее продуктивной?

— Если быть точным, этапов было три: первый, когда мы создавали кавер-репертуар, чтобы обрести экономическую почву; второй — когда начали экспериментировать с музыкальными идеями вне стилей и форматов и, в итоге, создали альбом «Нефть»; третий этап — «Я хочу быть мэром Сочи». Все три продуктивные. Всякий раз мы что-то для себя открывали: сначала исполнительские горизонты, затем — оригинальный саунд, на последнем этапе — новые поэтические формы.

— Каким видится ближайшее будущее?

— Группа стоит на пороге очередного этапа, фабулой которого станет усовершенствование созданного ранее. Продолжаем создавать песни, спетые понятным, но красивым поэтическим языком в сопровождении оригинального и отчасти даже интеллектуального инструментального аккомпанемента. За чрезмерную интеллектуальность аранжировок нас часто ругают, но мы собираемся упрямо стоять на своём. В новом альбоме, который появится ближе к весне, лирике — и в частности любовной лирике — будет отведено чуть больше места, чем это бывало обычно. Для нас, певших до сих пор преимущественно про печень и мочевой пузырь, это нетипично (смеётся). Но «Чкалов» никогда не боялся перемен.

— Вы позиционируете себя как клубный кавер-бэнд, играющий ещё и авторские песни. Не хотелось ли вернуться к старту — и изначально играть только авторский материал? Не ассоциироваться с каверами…

— Ни в коем случае! Если бы мы не играли каверы, попросту не прожили бы эти шесть лет. По крайней мере, в одном составе. И не зазвучали бы сегодня так, как звучим. У нас есть работа, которая позволяет отшлифовывать исполнительское мастерство. Мы чувствуем себя на сцене, как рыба в воде. Безусловно, есть и обратная сторона: люди — не машины, и от однообразия — и площадок, и звука — рано или поздно наступает усталость, а иногда даже депрессия. Но это не СПИД и не рак. Всего лишь насморк. Умение лечить его — часть профессионализма. У нас такая простуда была не раз, мы излечиваться умеем.

— Год назад вы записали очень хороший альбом, который — увы — совсем не был замечен, ни критикой, ни лейблами. Не было ли отчаяния? Желания все бросить? Тот факт, что вас игнорирует столичный шоу-бизнес, как-то влияет на группу?

— Мы привыкли к тому, что нас игнорируют институты шоу-бизнеса — и лейблы, и пресса, и радиостанции, и оргкомитеты понтовых фестивалей. Главное, чтобы нас не игнорировала публика. А с этим всё в порядке: залы на наших выступлениях пустыми не бывают — ни большие, ни маленькие. Люди с удовольствием поют вместе с нами «Сочи» и «Спасибо печени», «Рыбнадзор» и «Побережье гребного канала». Одна из самых лирических наших песен, написанных для третьего альбома, называется «Видеть твои глаза». Мы играем её на каждом выступлении, и люди поют её вместе с нами — несмотря на то, что она никогда и нигде официально не издавалась. Значит, попали. С первого исполнения. Попали прямо в сердце. Что же до критиков и издательств, то я думаю, рано или поздно всё будет. Приведу одно сравнение. В детстве мы с мальчишками баловались: выкрадывали у родителей презервативы и наливали в них воду. В обычный советский «контрацептив мужской» помещалось примерно ведро воды. Потом изделие лопалось. Так вот у меня есть ощущение, что мы налили уже два ведра, и вот-вот должно прорвать. А уж как прорвёт, узнают все — от соседей снизу до подвальных насекомых. Дайте срок!

— «Чкалов», наверное, самый высокооплачиваемый рок-коллектив в области. Причём, думаю, именно за счёт каверов. Сколько сегодня кавер-версий включает ваша программа?

— У нас в репертуаре не так много номеров: всего около пятидесяти. Но этого хватает, чтобы поднять на дыбы и маленький клуб, и центральную площадь города. Многие считают это постыдным, но я с гордостью заявляю: мы играем даже на свадьбах! Но с той лишь разницей, что мы не играем «Цыганочку» или «Поспели вишни в саду у дяди Вани». Мы представляем исключительно свой кавер-репертуар, если нас и зовут на такое мероприятие, то именно потому, что мы не играем вышеназванных произведений. Совсем недавно мы играли на одной свадьбе. На предварительной встрече с будущими молодожёнами обсуждался и наш сет в том числе. Каково же было моё удивление, когда в числе обязательных к исполнению произведений невестой были названы «Спасибо печени», «Бармен» и наша версия на песню «Breathe» из репертуара «The Prodigy» — тот наш конёк, которым мы зажигаем народ на каждом концерте! Иными словами, группу «Чкалов» приглашают только в том случае, если хотят слышать именно группу «Чкалов». И нам, по большому счёту, всё равно, что это за мероприятие. А что? Представь себе, что «Rolling Stones» пригласили сыграть сет на бракосочетании принца Уэльского. Это что, западло? Думаю, нет. И мы относимся к приглашению «Чкалова» на свадьбу точно так же!

— А бывало, что публика подсказывала, какой кавер разучить…

— Да, иногда идеи подкидывают и слушатели. Например, не так давно для свадьбы одного «принца» нас попросили разучить — за баснословный гонорар, разумеется! — тему «Аллилуйя» из мультфильма «Шрэк». Под неё молодожёны поставили танец и выступили с ним. Это было великолепно! Ну, а вещь осталась в репертуаре группы и теперь активно исполняется всюду. Спасибо молодожёнам за это…

— Как я слышал, ты писал музыку для сериала «Площадь Минина». Как работалось? Много ли материала продюсер отвергал?

— Мы с нашим клавишником Димкой Лукьяненко написали для сериала две темы. Это первый сериал, который был снят в Нижнем и при участии исключительно нижегородцев. Работа была исключительно творческой, денег за это нам не заплатили. Видимо, поэтому и приняли работу без сучка и задоринки с первого захода (смеётся).

Вадим Демидов