12-01-20

Культурный слой

«Физра-party» победила?

Прошедший год в плане музыки был невероятно успешным во всем мире — возникали новые стили, музыканты записывали яркие альбомы, но всё это где-то там, но не в Нижнем. Нижегородскую музыкальную жизнь в 2011-м удачной я бы не назвал.

Время шарабана

Главная клякса года – отмена фестиваля «Рок-лето». В том, что официальным камнем преткновения считалось отсутствие разрешения правоохранительных органов, была своя закономерность. Между строк читается – кому-то недодали взяток. Но с другой стороны, были бы организаторы порасторопнее, не понадеялись бы на авось, не исключено, зажглось бы «Рок-лето». А нынче на городе кармическое пятно, и если возникнут новые энтузиасты-организаторы – непросто им будет убедить рок-публику приехать сюда вновь.

В «зачёт года» я бы определил два фестиваля «Шарабан – колесо времени» — летний и осенний. Конечно, список участников там был довольно скромный – не чета лайн-апу сорвавшегося «Рок-лета», но зато организатор «Шарабана» Елена Большакова доказала, что и с небольшим бюджетом можно создавать праздник на ровном месте – был бы в загашнике великий душевный пыл.

Впрочем, поговаривали, что перед «Рок-летом» в предпродаже разошлось около трёх тысяч билетов, что, конечно, для подобного феста немного, и мы неудержимо переходим к вопросу – а почему публика стала плохо посещать рок-мероприятия? Зайдите в нижегородский клуб, где играет живая музыка, — аншлаги там редки. И это ярлык прошедшего года. Данила Чирьев из «Чкалова» даже приводит нехитрую арифметику: «Город с населением в миллион с лишним, имеет три «живых» музыкальных клуба, работающих два дня в неделю. То есть еженедельно нас приходят слушать 200 человек. Половина из них — постоянные посетители. Вывожу примерное цифровое значение людского интереса к нам: 500 человек в месяц плюс-минус 100. Это на город-миллионник». Я бы чуть поправил Данилу: клубов не три, а пять-шесть, некоторые работают и в будни, но это мало утешает. Билет на местные коллективы – это всего 200-300 рублей. Но фокус в том, что сегодня все привыкли музыку попросту скачивать из сети, поэтому есть поголовное желание и на концерт попасть на халяву. Большинство опрошенных мной музыкантов предположили, что на неважные продажи билетов на «Рок-лето» повлияло и участие в нём большего числа нижегородских музыкантов, которых на родной земле традиционно недолюбливают. Существует ходульное мнение: если музыкант не уехал в Москву, значит, он… как бы помягче сказать… третьего сорта. Вот и ответ — почему клубы полупустые. Те же Чиж и братья Кристовские и по сей день играли бы в «Рок-баре» за восемь-десять тысяч рублей (за выступление), не случись отъезд в столицы, где их, наконец, рассмотрели. То есть рецепт успеха прост – беги в столицу, обретай там славу и возвращайся со щитом. И будешь получать те же восемь-десять тысяч, но уже конвертируемых.

А как реагируют на пустые места арт-менеджеры клубов? Кое-кто попросту отказывается от живой музыки в пользу дискотеки. Поэтому и появляются на афишах всякие «Физра-party», «Алкобуз- party», «Воздух- party», дешёво и сердито. И кстати, кинотеатр «Рекорд», который под конец года потерял свою креативную группу, тоже далеко не всегда мог похвалиться заполненностью.

Оформатились

Четверть века назад в Горьком прошел I горьковский рок-фестиваль, который дал хороший толчок к развитию жанра в городе. Каждое новое поколение рождало группу за группой, но, пожалуй, самой плодотворной рок-эпохой была вторая половина девяностых, когда появились все самые успешные команды – «Элизиум», «FPG» и «7000$». Все они прорвались на федеральный уровень, по сей день гастролируют. Но вот ведь зигзаг удачи – в прошедшем году все три бэнда отметились альбомами, едва ли не самыми слабыми в своей дискографии. Причём одна и та же тенденция захватила три коллектива – быть форматными, доступными, дидактичными, но когда начинаешь подстраиваться под рынок, ситуация всегда оборачивается против тебя. Но это гранды! А каковы дела во второй лиге? Группа «Иллинойз» (они теперь пишутся так!) доделывает второй альбом, музыканты заняты поиском заграничного звукорежиссёра для сведения. Санчес переименовал «Primaverablues» в «The Rebelians» и утяжелил звучание. Пост-роковый коллектив «WhereAreYouLiam» сочинил замечательный саундтрек к немому кино «Космический рейс», представив его зрителям в «Рекорде». Девичий дуэт «Wargausen Sisters» в середине года устроил со своим номером «Навальный» лёгкий шухер в Интернете, набрав за месяц десять тысяч просмотров, что для «тёмной лошадки» уже победа. Но в целом в отношении рок-н-ролла в Нижнем негустой урожай.

На днях уже упоминавшийся Данила Чирьев прислал мне хоум-видео, на котором они вместе с сыном-школьником наяривали на гитарах «Металлику». Вот же, подумал я, глядя на старого и малого, в этой отдельной семье рок-н-ролл победил.

И на это у Данилы имеется объяснение: «Если бы государство не на спорт поставило, а на рок-музыку, всё было бы иначе. Представляете, если бы на Первом канале после новостей шло бы не «Спорт-обозрение», а «Рок-обозрение» с рассказом о трансфере бас-гитаристов… А канал «Россия-Спорт» назывался бы «Россия-Рок», и там круглосуточно бы передавали записи легендарных рок-концертов. И вместо ФОКов (физкультурно-оздоровительных комплексов) открывали бы РПОКи (рок-н-ролльно-просветительские оздоровительные кружки), в которых не качалка, а бесплатные репетиционные точки и студии. И если в городе строят детскую площадку — чтобы не только качели с турником устанавливали, но и колонки с усилителем. Тогда лет через десять музыкальная жизнь страны забурлит. Пока же в классе у моего старшего сына в футбол умеют играть всё, а на гитаре — только мой. Причём даже не желают, не считая это хоть сколь-нибудь ценным».

Ретро и авангард

Лучшими нижегородскими альбомами 2011 года я считаю «69» группы «Papamobile» и «Make The Void A Better Place» электронного дуэта «Crimson Butterfly». Они совершенно различны – первый сделан в стиле ретро, опирается на музыку 1960-70-х, второй — остромодный, по-своему экспериментальный, к тому же насквозь англоязычный. Предоставим же речь победителям. У Сергея, мозгового центра «Crimson Butterfly», я поинтересовался, что он чувствует после завершения работы и о каком новом альбоме мечтает?

— Результатом я доволен. Это не просто подборка песен для раскрутки группы, а полноценный альбом в классическом понимании этого слова. Несмотря на то, что такой вариант выпуска музыки сегодня кажется немного архаическим, я всё ещё мыслю крупными формами. Для меня важна в первую очередь концепция песен. Наш лирический герой находится в двойственном, промежуточном состоянии, между бытием и небытием. Несмотря на некоторую прозападность нашего звука и англоязычную лирику, мы считаем себя представителями именно «новой русской музыки». В написании текстов я ориентировался не на зарубежные образцы, а на многоуровневость смысла и метафизичность, которые были свойственны русскоязычному року в его лучшие времена.

Альбом вышел, но процесс написания песен продолжается. Вполне возможно, что мы уже сыграем что-то совсем новое в январе. Я представляю в своей голове, как группа должна двигаться дальше, хотя пока весьма смутно. В любом случае, мы в дальнейшем будем применять новые вокальные и звуковые схемы.

Константину Далецкому, композитору и гитаристу «Papamobile» я задал вопрос: «Почему в новом веке россияне вдруг обратились всеми шестью чувствами в музыку, сделанную полвека назад? Почему на радио и в телевизоре звучит сплошное ретро? Это проявление человеческого консерватизма?»

— Люди ищут себя, свои корни в непластмассовой эпохе, когда всё было настоящее. Сделанное руками и с душой. И музыка в том числе. Возьми блюз… Ведь он — наша ностальгия по прокуренным придорожным барам, по отвязно танцующим негритянкам, по синим джинсам, по Вудстоку, по той Америке, которой никогда не было не только у нас, но, может быть, и в самой Америке тоже, по той, которую мы придумали, слушая любимые кассеты. Ностальгия по времени, когда я верил что звучащая из магнитофона музыка — это истина. И ещё про блюз. Я уже начинал учиться на гитаре, когда услышал его. Я не скоростной гитарист, поэтому блюз пришёлся очень кстати. И с точки зрения мышления — не надо было слишком много заучивать гамм, ладов, аккордов. Потрясающая свобода делать что хочешь в неизменной аккордовой последовательности. Ну, и ритмический рисунок сексуальный. Так что ретро — это не самоцель. Просто мы воплощаем те музыкальные состояния, в которых нам комфортно, как музыкантам и как просто людям.

Вадим Демидов