12-01-20

Экономика

Ответить за проценты

Антимонопольщики хотят переложить свои проблемы на СМИ?

Наружная реклама на улицах Нижнего Новгорода и других российских городах сплошь и рядом аршинным шрифтом предлагает «привлекательные процентные ставки по кредитам», и никого этот факт не удивляет. В то же время в цивилизованной Европе вообще не принято прописывать банковские проценты в рекламных объявлениях. Почему так происходит?

Огромные по размеру цифры предлагаемых процентных ставок и стыдливая информация мелким шрифтом где-нибудь в углу баннера, где сообщается сколько стоит открытие и ведение банковского счёта, а также возможные санкции за просрочку платежа. Именно таким, не самым легитимным, способом российские финансовые организации чаще всего заманивают своих чаще всего не очень хорошо информированных клиентов взять кредит или открыть счет. Представители Федеральной Антимонопольной службы подготовили законопроект, который обязывает в объявлениях рекламного характера указывать о предоставлении возможных финансовых услуг только шрифтом одинакового удобочитаемого размера. Об этом начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николай Карташов заявил на конференции в Нижнем Новгороде «Развитие конкуренции на рынке рекламных услуг в правовом поле РФ».

Банковское сообщество восприняло предложения антимонопольщиков в штыки. «Банковское лобби в законодательных органах власти открыто противодействует нашим предложениям, заявляя, что мы убьём рынок!», — говорит Николай Карташов. Почему же в Европе в таком случае присутствует только имиджевая реклама банков? Там никто никого никуда не зовёт с помощью «оглушительных процентов». И ничего, как-то выживают: европейский рынок банковских услуг по-прежнему функционирует как минимум не хуже аналогичного российского рынка.

Нарушения на рынке финансовых услуг – самый популярный вид нарушений антимонопольного законодательства в России. Второй по популярности тип нарушений – реклама товаров и услуг, не разрешённых к рекламированию. Как известно, российские законодатели недавно приравняли пиво к алкоголю. Государство не скрывает, что намерено существенно увеличить собственные доходы от функционирования рынка пива в стране, хотя и привычно прикрывается заявлениями о здоровье граждан. Пиву как рекламному продукту сегодня закрыт доступ на телевидение и радио, а в печатных СМИ рекламу хмельного напитка нельзя размещать на первой и последних страницах периодических изданий. С другой стороны, так называемое безалгогольное пиво можно рекламировать даже по телевизору, что производители пива и делают. На нижегородской конференции антимонопольщики пригрозили следить за указанными сегментами рекламного рынка с особым пристрастием. С другой стороны, в стратегии поведения представителей ФАС явственно просматривается желание облегчить жизнь за счет других. Как известно, в настоящее время ответственность за возможные нарушения закона « О рекламе» возложена на рекламодателя. В ФАС полагают, что ответственность за недобросовестную рекламу должен нести рекламораспространители. В частности, СМИ. «Антимонопольщики» оправдывают свою позицию тем, что сотрудникам ведомства всё труднее гоняться за фирмами-однодневками, которые «хулиганят» на рынке рекламы. Николай Карташов прямо говорит, что, например, газету как рекламораспространителя наказать гораздо проще, чем непосредственного заказчика рекламы. Непонятно только, почему проблемы антимонопольного ведомства должны перекладываться на СМИ? Если следовать логике ФАС, каждое СМИ теперь должно обзавестись специалистами, которые будут выяснять, насколько достоверна реклама, которую хочет разместить тот или иной рекламодатель. Чем же тогда будут заниматься антимонопольщики? Только говорить: «ФАС»?

Водку снова обложили косвенными налогами. Чем дороже стоит алкоголь, тем больше получит бюджет от акцизных сборов

Увеличение акцизных сборов, которые, как известно, являются косвенными налогами – безусловное благо для регионального бюджета. У производителей ликёро-водочной промышленности – положение двойственное. Дело в том, что достаточно длительное время акцизный сбор взимался не с водки, а со спирта. С 1 августа ситуация в корне изменилась — акцизы снова берут с конечной ликёро-водочной продукции. Такая ситуация существовала и раньше. Акциз значительно удорожал стоимость продукции. В итоге у производителей водки зачастую сохранялось чёткое желание произвести часть продукции нелегально. В девяностые годы на каждом предприятии отрасли даже работали круглосуточные налоговые посты, которые убрали только тогда, когда акцизы стали уплачивать не с конечной продукции, а с так сказать промежуточной — со спирта. Однако предприимчивые производители крепких спиртных напитков стали покупать нелегальный спирт у нижегородских производителей, а ездить на Северный Кавказ за продуктом, который там традиционно умудрялись производить полулегально и куда дешевле. В результате страдали как производители спирта, так и бюджет, недополучавший акцизные сборы с продажи спирта в регионе. И вот всё вернулось на круги своя. В принципе, ситуация должна измениться, потому что спирт стало дешевле брать в Нижегородской области, нежели на Кавказе, до которого надо ещё доехать. Впрочем, до радостного для производителей спирта события с отменой акцизов дожили далеко не все. Например, Чугуновский спиртозавод не выдержал акцизного давления и сегодня совсем не производит продукцию. Поэтому чиновникам областного правительства предстоит ещё снова запускать на данном предприятии производство. Облминистр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Денис Лабуза уверен, что неплохой урожай зерновых нынешнего года, а, соответственно, низкая себестоимость спирта позволит нижегородским производителям крепких спиртных напитков чувствовать себя на рынке увереннее. Министр говорит, что сегодня в Нижегородской области работают все предприятия ликёро-водочной отрасли, что само по себе внушает оптимизм.

Сбор акцизов на ликёро-водочную продукцию в Нижегородской области в 2012-м году вырастет на треть, достигнув 4,6 млрд рублей. Кто же в результате выиграет от наметившейся экономической тенденции?

Тем не менее, есть повод и для пессимизма. В наступающем году ведомству Лабузы предстоит собрать в регионе порядка 11 млрд рублей в качестве акцизов на крепкие спиртные напитки. Денис Иванович заметил, что в 2012-м году акцизные сборы будут расщепляться таким образом, что регионам будет доставаться больше средств от акцизных сборов, нежели ранее. Существует опасение, что вновь появившиеся акцизы на водку могут стать для некоторых производителей горячительных напитков неприятным сюрпризом, и они снова вспомнят о ночных «безакцизных» сменах. Как бы не пришлось снова ставить к каждой водочной линии «человека в погонах», как это уже было в девяностые годы.

«Мы не за то, чтобы больше пили, мы за то, чтобы пили то, что производится в Нижегородской области», — выразил мнение областных властей Денис Лабуза. Нижегородские чиновники стремятся (пока безуспешно!) подтолкнуть местных производителей к производству не дешёвой водки, а более качественных сортов. Интерес чиновников понятен и легко объясним – чем дороже стоит бутылка, тем больше средств от акцизных сборов пойдёт в областной бюджет. Если водка произведена, но не продана, акциз с неё всё равно должен быть заплачен государству. Производителям подобная практика, когда произведённая продукция может застояться на складах и прилавках, сама по себе не очень интересна. Тем более что производство и продажа водки как в России, так и в Нижегородской области в настоящее время не растёт. Эксперты отмечают, что российские граждане сегодня больше пьют пиво, вино и другие алкогольные напитки, нежели традиционную водку, даже несмотря на то, что стоимость «беленькой» сегодня в сопоставимых ценах гораздо ниже, чем 10 или 20 лет назад. Недавнее признание государства пива алкогольным напитком со всеми вытекающими отсюда акцизными последствиями показывает, что государство явно не собирается терять доходы от отрасли только потому, что граждане стали меньше пить крепких спиртных напитков.

Сергей Анисимов