12-01-20

Культурный слой

Провинция с большой буквы

Накануне нового года в кстовском ДК «Нефтехимик» прошёл четвёртый Всероссийский фестиваль иронической поэзии «Русский смех – 2011», ставший уже к радости участников и зрителей традиционным.

Фестиваль состоял из двух частей: рабочей — где участники практически целый день разъезжают со своим стихотворным юмором по цехам, школам и библиотекам, и гала-концерта лауреатов и VIP-гостей. В этом году в их числе ожидался и Валерий Золотухин, но плохое самочувствие актера, к сожалению, не позволило ему приехать. Однако и сам город-хозяин не беден талантами и в интермедии к главному действию выступили герои с общероссийской известностью: участники телешоу «Минута славы» – «Сантехник-джаз». Звукоизвлечение из сифонов, соединительных колен и душевых шлангов оказалось креативным, заводным и уникальным в своём роде, чем-то напомнив утёсовский бэнд из «Веселых ребят».

Затем настала пора именитых гостей из Москвы (Александр Хорт, «Литературная газета») и особенно из Питера (Владимир Скворцов, Николай Михин, Александр Ковалёв, клуб «Музы и конфузы»). Местами было смешно, местами скучно, а в целом как-то традиционно, на уровне проектов тридцатилетней давности, типа «Вокруг смеха» — в виде многоумных пародий на неизвестных авторов, антикапиталистической тяжеловесной сатиры и тонких цеховых шуток не для всех. Народ вежливо похлопал и терпеливо стал ждать своих, кстовских. Номера Андрея Плутенко, Алены Баикиной и барда Сергея Сенина оказались значительно свежей и как-то более созвучней сегодняшнему дню, чем рифмованные тирады столичных мэтров.

Но самое веселье (по крайней мере для меня) началось со стихов нижегородской поэтессы Татьяны Кормилицыной. На сцену просто выплыла эффектная женщина и сходу расположила публику, выдав «Патриотическую фантазию»:

 

Мне на Родину – я же народный герой –

Бюст прислали. С волненьем снимаю фанеру…

Вместо пятого в бронзе отлили

второй?!

Что такое? Я требую бюст

по размеру!

 

Таких же необъятных размеров оказались и талант, и юмор, и, главное, интеллект. А уж неожиданное сочетание самоиронии с эпатажем вообще встречается реже розовой зебры. От одних названий уже смешно («Тряхнем харизмой», «Приблудная муза», «Без вериг в греки»). Плюс перлы, типа: «Я – женщина почти без недостатков, но с небольшим количеством излишков». Или: «Кто-то там о гвоздях из людей говорил? Из меня можно делать отличные сверла». Можно вылепить собирательный образ современной русской женщины, наследницы коня и горящей избы.

И всё же поэт — это прежде всего индивидуальность:

 

Вас, кажется, смутил мой

интеллект,

Цитаты из Камю и Меттерлинка ?

Не бойтесь! Это видимый эффект.

В душе я дура и почти блондинка.

Порой в себе свершить переворот,

Трудней, чем революцию в Париже!

Вчера пыталась выкраситься

в рыжий…

Да, краска нас, брюнеток, не берёт!

 

Смешно, изящно, оригинально, но для женщины, на мой взгляд, всё же равно излишне брутально. Всё-таки до конца не верится, что это всерьёз, а бравада — форма защиты. Верится, что где-то за такой булатной бронёй теплится огонек обычной слабой женщины, даже если она одной рукой выжимает шпалу.

Далее пошли барды и пародии. Если к песням Михаила Садовского, Натальи Стручковой и Владимира Виниченко публика отнеслась просто благосклонно, то сатиру на коллег по цеху преследовал несмолкаемый хохот.

Кстовский журналист Олег Захаров даже умудрился издать целый 200-страничный сборник одних пародий. Пример гражданской позиции. Тем более что всё это сделано талантливо, в меру зло и очень смешно, причём смешно тоже уже от одних названий: «Долой глаголы», «Взналыгнули», «Сдвиг по флоре», «Лежала Вера».

Последнее хочется ещё и процитировать:

Когда весь мир бывал в золе

И гасла вера,

Лежала Вера на столе,

Лежала Вера.

Причём оригинал представлял из себя невиннейшие строки с идиомой, сквозящей между строк. А у пародиста сюжет обернулся пикантной двусмысленностью:

Когда душа средь бедствий плавала,

Когда весь мир лежал в золе,

Среди поэтов Вера Павлова

Лежала на моём столе.

 

Пародия получилась колоритной и объемной, так как на заднем плане даже неискушённое ухо способно расслышать оригинальные пастернаковские строки. У Захарова двадцать строчек, в которых уморительно описываются душевные муки, завершающиеся отказом от мирских соблазнов в пользу высокой поэзии, за что финал – как приговор трибунала:

 

Стучало каплями дождя

По крыше дома.

Сказала Вера, уходя:

«Дурак ты, Тёма!»

И таких остроумных опусов без малого 200 штук. Причём все первого сорта и на любой вкус и цвет, очень созвучных оригиналам.

И простых, изящных:

Девушку красивую, как в сказке,

Засучив, как водится, рукав,

Искупать хотел однажды в ласке,

Да и утопил, не рассчитав.

И изящно-кучерявых:

Я пытался найти уютности

И в отельности, и в каютности,

И в плацкартности, и в купейности,

Но везде эффект скорлупейности.

И разных других.

 

На подобных мероприятиях всегда присутствует пафосно-мелодраматический момент. Не обошлось без этого и в данном случае. После всех показательных выступлений на сцену вышел президент фестиваля Олег Рябов и торжественно вручил членский билет Союза писателей Сергею Ивановичу Метневу. Один из почётнейших кстовских сатириков, сдерживая волненье, вполне удачно пошутил, что тридцать лет назад на его желание вступить в Союз ответили: «Слишком молод». А двадцать лет спустя при повторении ситуации было сказано, что «слишком стар». «Видимо, я начинаю отсчёт второй жизни», — произнёс поэт под одобрительные хлопки и гудение зрителей.

Но на этом чествование ветеранов не закончилось. Под бурные аплодисменты Олег Алексеевич озвучил предложение оргкомитета о присвоении фестивалю имени рано ушедшего бессменного участника и победителя Второго фестиваля Евгения Нефёдова. Печально-торжественной кодой прозвучала заключительная песня на слова Евгения — «Кстово – столица смеха». В исполнении сводного хора лауреатов.

Прошедший фестиваль, кажется, получился и сбалансированным по составу участников, и оставляющим ощущение подъёма в плане творческих поисков (на фоне эйфорического первого и растерянного второго), этаким молодым, но окрепшим саженцем на «земляничной поляне». Конечно, есть куда расти и с чем экспериментировать. Например, мало было представлено молодёжи, которая всегда даёт второе дыхание любой культурной акции. Потом, на мой взгляд, должно быть разделение на номинации. Совсем не представлена юмористическая проза, хотя бы в части афоризмов. Но как говорится, и на том спасибо (я имею ввиду руководство города и «Сибур-Кстово», поддержавших «Русский смех»).

В Нижнем и этого не допросишься.

Сергей Плотицын