12-01-27

Политика

Выборы губернатора: блюдо подавать холодным

Ещё несколько месяцев назад мы и думать не могли о возвращении прямых губернаторских выборов. И вот это уже реальность. Пока говорят о некоем усечённом варианте выборов глав регионов, когда кандидатов будет одобрять президент. Что это даёт?

Никита Белых стал первым назначенным главой региона, который пострадал от публичной критики премьер-министра. Особо буйные головы пытаются увидеть в этом признаки грядущего возврата губернаторских выборов

Виктор ДЕМЕНЕВ: О возврате прямых губернаторских выборов не могло бы быть и речи, если бы Кремль не увидел в этом свою прямую выгоду. Администрация президента вдруг обнаружила, что назначенные губернаторы далеко не всегда являются политиками. Они порой не в состоянии выполнить роль паровозов для «Единой России» на выборах. Высокие рейтинги доверия к губернаторам не подтверждаются на федеральных и региональных выборах, когда они возглавляют списки партии власти.

Если учесть, что в середине двухтысячных губернаторам давали плановые задания по результатам «Единой России», а на результаты экономической деятельности в случае их выполнения закрывали глаза, то картина становится понятной. Эта модель при назначенных губернаторах работает плохо. Поэтому в регионах возмещали дефекты системы фальсификациями на выборах. Сейчас это делать труднее. Вот и надо возвращаться к всенародным выборам губернаторов.

Денис НИКИФОРОВ: Назначали — веселились, подсчитали — прослезились. Знаете, а мне не видятся судороги демократии в этих грядущих переменах. Мне даже кажется — всё наоборот. Ведь посмотрите, кто становился губернаторами! Кого-то надо было просто убрать подальше от Москвы, кого-то настала пора пристроить, кого-то наоборот снять и повесить ему на шею регион-камень, чтобы утопить потом, а кому-то дали возможность самореализовываться в новом качестве на перспективном плацдарме. Народ очень даже разношёрстный. С другой стороны, система уже ослеплена своим иллюзорным всесилием и уверена, что даже управленческий шлак возможно провести через горнило выборов, не говоря уже о в разной степени сильных губернаторах.

В. Д.: Сейчас появились данные о том, что рейтинги у Валерия Шанцева превышают 80%, а результаты «Единой России», где он является первым номером, по области составляют около 45%. В Кремле сейчас явно полагают, что необходимо вывести Шанцева на прямые выборы, которые он однозначно выиграет, и сделать его уже реально своим для нижегородцев, трансформировать его из виртуально популярного управленца в реального политика.

И мы вспоминаем сейчас выборные кампании 1995, 1997, 2001 годов. Тогда это были именно соревнования ярких личностей. Кандидатов выдвигали не столько партии, сколько региональные влиятельные группировки. И не только местные, но и московские. Например, Геннадия Ходырева официально выдвигала КПРФ, а на деле его подержали и центры влияния из Москвы. Речь шла о примаковской группировке. Потом обнаружилось, что Ходырев был близок к людям олигарха Олега Дерипаски. Ходили слухи и о том, что его поддержал Роман Абрамович.

Собственно, Кремль выступил против прямых выборов губернаторов не только из-за событий в Беслане. Не скрывалось, что это серьёзная акция против олигархов в Совете Федерации, где они чуть ли не поделили сферы влияния. А ещё говорили, что народ не умеет выбирать, раз на Алтае выбрали юмориста Михаила Евдокимова.

И сейчас выборы губернаторов под давлением обстоятельств действительно могут разрешить, но при этом подстраховку обеспечат, чтобы реальная конкуренция была минимальной, а итог — предсказуемым. Через какое-то время общество это не устроит, и придёт время очередной демократизации системы.

Д.Н.: Мне вот интересно, почему эту самую систему не настораживает коррумпированность некоторых представителей губернаторского корпуса? Понятно, что уголовные дела на такие фигуры заводятся после особого благословения. И всё же можно, наверное, назначать более чистых? И после этого кивают на глупый народ, который легко покупается на политтехнологии и на прямых выборах может выбрать кого угодно — хоть бандита, хоть юмориста.

С прямыми выборами губернаторов мы утратили школу политиков. В кампаниях закалялись имена и характеры. Вот что ценно. И как ни смешно, но прежние, по мнению властей «грязные» кампании были гораздо честнее, чем сегодняшняя стерильность.

В. Д.: А я не верю, что на ближайших выборах губернатора, которые могут пройти в 2012–2013 годах, у нас будет острая конкуренция. В 1995 году Борис Немцов был объективно сильнее Вячеслава Растеряева. В 1997 году конкурировали в основном Геннадий Ходырев и Иван Скляров, но тогда на выборах ковали себе имя в политике и молодые ребята вроде Вадима Булавинова. Тогда вполне мог участвовать в выборах и Юрий Лебедев. Примерно такая же картина была и в 2001 году. Только Скляров и Ходырев поменялись местами во втором туре. Сейчас такое невозможно.

Д.Н.: Не позволят. Президент будет лично благословлять кандидата от власти на выборы. Это значит, что остальные будут только статистами, а госмашина поработает на счастливчика. Хотя так жаль. Для очищения крови и воздуха очень было бы интересно понаблюдать за честным боем фигур одинакового масштаба.

В. Д.: Нам уже моделируют выборы между Валерием Шанцевым (от Путина или «Единой России»), Николаем Рябовым (от КПРФ), Александром Бочкарёвым (от «Справедливой России») и Александром Курдюмовым (от ЛДПР). В этой ситуации явка на выборы оставит не 45–55%, как на реально альтернативных выборах, а лишь 25–35%. И это будет за счёт сельского населения, которое пригонят голосовать чуть ли не силой. Горожане на такие выборы, с моей точки зрения, просто не пойдут. Политически активному населению предсказуемые выборы не очень интересны.

Д.Н.: Всё те же лица будут. Это шапито со старыми, побитыми молью актёры не соберёт полный зал. Даже если зрителю-избирателю пообещать, что выступающие будут серьёзно кусаться, таскать друг друга за волосы и царапаться до крови.

В. Д.: И правда, какие же выборы хотят видеть нижегородцы? Честные? Да. В них может и должен участвовать Валерий Шанцев. Но без того же Вадима Булавинова легитимность этих выборов с общественных позиций будет сомнительной. И от КПРФ нужен молодой и энергичный кандидат. Например, Владимир Буланов. Он имеет опят работы в областных структурах власти, возглавлял завод, прошел серию выборных кампаний. Возможно, найдутся и другие сильные кандидаты.

Д.Н.: Коммунисты действительно имеют и других сильных кандидатов. Правда, партийное руководство в Москве наверняка найдет возможность не выставить на выборы нижегородца с политическими перспективами. Зачем, если старый конь борозды не испортит? А то, что глубоко не вспашет, — так кому какое дело до народного счастья?

В. Д.: Думаю, Булавинову тоже не дадут выдвинуться, пообещав репрессии со стороны правоохранительных органов. Влиятельным группировкам запретят вести собственную игру и принудят договориться. В выдвижение полпреда президента в ПФО Михаила Бабича я тоже не верю, хотя такие слухи распространялись в конце 2011 года. В общем, губернаторские выборы в Нижегородской области станут холодным блюдом без специй и приправ.

Виктор ДЕМЕНЕВ, Денис НИКИФОРОВ