12-02-03

Экономика

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Нижегородский учёный знает, как повысить производительность труда

Доцент кафедры геоэкологии и инженерной геологии Нижегородского архитектурно-строительного университета Эдуард Рудченко знает, как гарантированно повысить производительность труда на производстве и в офисе, однако, инноваторский запал учёного пока не находит широкого применения на практике.

Доцент кафедры геоэкологии и инженерной геологии Нижегородского архитектурно-строительного университета Эдуард Рудченко знает, как гарантированно повысить производительность труда на производстве и в офисе, однако, инноваторский запал учёного пока не находит широкого применения на практике.

Нужно красить стену в десятки оттенков

Производительность труда в России сегодня в среднем в два-три раза ниже, чем в развитых зарубежных странах. Данное обстоятельство является одной из причин нашего отставания от той же Европы, например, в таком важнейшем экономическом показателе, как уровень заработной платы. Теория Эдуарда Рудченко позволяет повысить производительность труда практически в любом производственном коллективе. Эдуард Германович считает, что при решении вопросов, связанных с дизайном производственных помещений, необходимо учитывать индивидуальные особенности человека. Учёный рекомендует протестировать каждого работника в конкретной организации на цветовой тест швейцарского ученого Люшера, который отражает цветовые предпочтения человека, а также учитывать особенности почерка, физиогномики и жестов работников. Систематизировав полученные данные, можно создать так называемый сводный индекс человека, его своеобразный психологический портрет. Психологические портреты, естественно, создавались и ранее, но были исключительно словесными. Эдуард Рудченко предпринял попытку поставить графологию, физиогномику и психологию цвета на службу экономики. Согласно его теории, применяя вычисленный индекс конкретного работника в цехе или офисе, топ-менеджеры, стремящиеся к повышению производительности труда должны создать в производственном помещении индивидуальную цветовую и геометрическую гамму. Если геометрическая гамма многим людям близка, то цветовая гамма, чаше всего, резко различается по предпочтениям. Таким образом, конкретное рабочее место должно быть создано под чётко обозначенные особенности характера конкретного человека.

Согласно теории Рудченко, нельзя одевать всех работающих в цехе в одинаковые комбинезоны или личную одежду одного цвета, поскольку единообразие, нравится кому это или нет, на 10–15% снижает работоспособность человека. Если человек имеет сводный зелёный индекс, такой работник ни в коем случае не должен работать в окружении, где в интерьере — более 30% красного цвета. Если же, допустим, начальство выкрасит весь цех в синий цвет, хорошо работать там будут только люди с синим сводным индексом. А вот, если цех целиком покрашен в зелёный цвет, люди с красным индексом потеряют обычную производительность труда очень быстро — в среднем через 26 минут после начала работы. Чтобы предотвратить вышеназванные цветовые напасти не нужно красить стену в десятки оттенков. Требуется просто повесить перед работником плакат, соответствующий его сводному индексу, на который он мог бы периодически поглядывать. И проблема решена!

Единая униформа работающих — бич для экономики

Любопытно, что даже при оптимальных условиях труда для конкретного работника, большинство из них примерно через 25 минут работы будут снижать интенсивность труда. Это правило касается людей с самыми разными цветовыми предпочтениями, кроме индивидуумов с зелёным цветовым индексом, которые по своей сути — марафонцы, приспособленные к длительной работе на одном месте даже в неблагоприятных для его индекса условиях труда. А вот, например, «жёлтые» и «красные» работники — это спринтеры, работающие интенсивно не более двух часов. Люди с синим индексом идеально подходят для руководящей работы.

Среди отрицательных моментов, влияющих на производительность труда, отмечены оконные вертикальные жалюзи и вообще любые вертикальные полосы хоть на обоях, хоть на костюме сидящего впереди вас человека числом более девяти. Выяснилось, что если не соблюдать рассадку студентов по цветовым предпочтениям — успеваемость снижается как минимум на полбалла, а реально — на один балл.

Идеи Рудченко получили одобрение в областном Роспотребнадзоре, по данной тематике им опубликовано 180 научных работ. Методика прошла обкатку на студентах ННГАСУ. Эксперимент шёл 12 лет. Эдуард Рудченко вместе с проректором по учебной работе ННГАСУ Андреем Янченко протестировали по цветовой гамме практически все аудитории строительного университета и дали свои рекомендации, в каких аудиториях нужно изменить цветовую гамму и геометрические параметры.

В монографии «Экология Нижнего Новгорода» есть специальная глава, посвящённая вопросам производительности труда. Часть коллег учёного говорит, что цель его исследования выбрана верно, но внедрять научные результаты в производство будет неимоверно трудно. Взять хотя бы требования отмены единообразия в одежде.

«Единая униформа работающих — бич для экономики», — считает Эдуард Германович, в то время как подавляющее большинство руководителей привычно предпочитают единообразие на работе во всем — от одежды работников до стен помещения, где они трудятся. Тем не менее, желающие рискнуть постепенно появляются. В частности, интерес к разработкам ученого из ННГАСУ проявили представители Заволжского моторного завода.

Без помощи властей не обойтись

Рудченко говорит, что любой руководитель предприятия может протестировать своих сотрудников на соответствие цветовым индексам. Тестирование должно проводится раз в шесть месяцев. Затраты, включающие изменения цвета одежды каждого работающего, а также цвета и геометрии рабочего места, по словам ученого, не превысят двух процентов от прибыли предприятия. Руководители, которые не любят рисковать по-крупному могут для начала провести эксперимент на нескольких работниках и сделать соответствующие выводы.

Отечественные работодатели сегодня привыкли во всем ориентироваться на Запад, а тут уникальная отечественная технология, вроде бы, эффективная, но далеко не массовая. Безусловно, заинтересовать недоверчивого работодателя, считающего к тому же каждую копейку, будет нелегко. Большинство инноваций всё-таки внедрялись и внедряются в производство главным образом административным путем — когда всем сказали «надо».

О том, что различные цвета по-разному влияют на производственный процесс, например, известно давно. В частности, токарные и фрезерные станки в заводских цехах в советские времена красили в рекомендованный зеленый или желтый цвет, а руководители предприятий были обязаны чтить положения НОТ — научной организации труда.

Сергей Анисимов