12-02-03

Экономика

Тепловой король ушёл

Отставка Евгения Рогачёва с поста главы «Теплоэнерго» производит двойственное впечатление. Критика теплоэнергетика просто зашкаливала, особенно по вопросам тарифов. В то же время кадровые решения, принятые в городе за последний год, весьма сомнительны. Добавим, что с уходом Рогачёва возможны структурные изменения в «Теплоэнерго». И ситуация становится далеко не такой однозначной, как это пытается представить тот же Олег Кондрашов в своём официальном комментарии.

Непотопляемый Рогачёв

Как бы мы ни бичевали Евгения Рогачёва, у него репутация профессионала и сильного менеджера. Этому способствовала и кредитная история бизнесмена Рогачёва, которая обросла легендами и мифами. Правда, переплелась она и с выдумками.

Ходят слухи, что молодой бизнесмен Евгений Рогачёв с друзьями успешно торговал нефтепродуктами, организовав фирму в Москве. Заработанные средства были вложены в Архангельский гидролизный завод в конце 1980-х. Так Рогачёв и товарищи взяли под свой контроль этот современный тогда завод. А времена тогда были такие, что и контролирующие структуры, и потребители не замечали разницы между пищевым этиловым спиртом и отличного качества техническим спиртом. Только разница в ценах между ними колоссальная. Якобы на этом и делались огромные деньги. Завод и его дилеры так процветали, что стали основным спонсором лучшего в мире клуба по хоккею с мячом — «Водник». Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается.

Рогачёв вернулся в Нижний. Накопленный капитал он вкладывал в бизнесы, которые были интересны топ-менеджерам из энергетики.

И когда в 2002 году энергетики помогли Вадиму Булавинову избраться мэром, Рогачев попал в шорт-лист претендентов на директорство в МП «Водоканал», МП «Теплоэнерго» и МП «Электрические сети».

Удивительно, но на «Телоэнерго» никто жёстко не целился. Кроме Рогачёв. Его свели с могущественным руководителем «Нижновэнерго» Алексеем Санниковым. Рогачёв пришёл с флэшками с документами по анализу ситуации в МП «Теплоэненрго» на руках, говорил о какой-то программе действий. Короче, Санникову он понравился. Они встретились ещё раз, и Санников решил рекомендовать Рогачёва Булавинову. Но тот, не зная рекомендуемого, отказался брать его на работу.

И тут Рогачёву повезло. Также не знавший его лично, влиятельный тогда депутат Гордумы Андрей Осипенко решил, что «кусочек своего Рогачёва» ему не повредит. Так энергетики и Осипенко совместно продавили кандидатуру нового гендиректора МП «Теплоэнерго».

Думается, Булавинов давно уже, так сказать, переформатировал Рогачёва. Но его продолжают считать «кириенковцем». Доказательством служит тот факт, что Рогачёв в составе команды Булавинова перед выборами в 2010 году участвовал в праймериз «Единой России». То есть Вадим Евгеньевич видел Евгения Семёновича абсолютно своим. Кроме того, энергетики давно покинули места в «Водоканале» и «Электрических сетях», и Рогачёв проработал в «Теплоэнерго» столько, сколько просто нереально продержаться.

Когда в Нижнем поменялась власть, многие посчитали, что Рогачёв слетит одним из первых. Но он одним из первых договорился с главой ­администрации Олегом Кондрашовым. Неслучайно сильным качеством Рогачева считается умение сработаться с руководством.

Вокруг одни недоброжелатели

При этом у Рогачёва образовалась большая группа недоброжелателей. В спорах с другими структурами он через суды (и другими способами) ставил врагов в ­трудное положение. При нём «Теплоэнерго» было готово вести боевые действия по всем фронтам сразу. Но основные атаки на Рогачёва шли на фронте тарифной политике. Как известно, в Нижегородской области самые высокие тарифы на тепло в ПФО.?Поэтому и «Теплоэнерго» пребывает в зоне критического анализа.

Каждый год идут масштабные разборы полётов по тарифам «Теплоэнерго». Вот и сейчас активно действует рабочая группа в Заксобрании. Но Рогачёв уже привык быть под прессом.

Куда опаснее для него было то, что в администрации Нижнего Новгорода, в Гордуме сложилось несколько группировок, которые хотели бы взять «Теплоэнерго» под контроль.

Помимо Кондрашова, который, как и Булавинов, переформатировал Рогачёва под свои установки, это ещё и «энергетики», жаждущие реванша. У Кондрашова и этих самых «энергетиков», видимо, сложные взаимосвязи. Возможно, что например, Владимир Привалов и Галина Зазирная играют вместе с Кондрашовым, а, может быть, и отдельно. Дело в том, что в региональном парламенте на «Теплоэнерго» и Рогачёва активно наезжает группа депутатов, где активнее всех Владимир Буланов. На «Теплоэнерго» в Гордуме активно нападал его брат Роман Буланов, который имеет общий бизнес с Приваловым. Это координация действий такая или у нас просто город маленький и все друг друга знают?

В СМИ также сообщалось, что главе города Олегу Сорокину также интересно «Теплоэнерго». И он неслучайно делегировал в совет директоров ОАО своего человека — депутата Гордумы Владимира Панова. Характерно, но именно Панов обеспечил своими рассказами о встречах с Рогачёвым атаку на муниципальные ОАО и в первую очередь именно на «Теплоэнерго».

Вот такая сложная игра разворачивалась вокруг Рогачёва. Гендиректор компании оказался в эпицентре атак и критики. Наезжая на Рогачёва, депутаты задевали и Кондрашова. Недовольство Кондрашовым провоцировало наезды на Рогачёва. Видимо, в администрации города уже поняли, что нужно политическое решение. Отсюда и громкая отставка. Иначе под прямой удар попадал бы глава администрации Кондрашов. Рогачёв же ушёл по собственному.

«Теплоэнерго» поделят?

Мы уже говорили, что у Рогачёва много недоброжелателей, в том числе в Городской думе. Например, с ним шумно судился депутат Александр Бочкарёв. Кондрашов тем самым успокаивает недовольных среди депутатов. Но если он назначит в «Теплоэнерго» не компромиссную фигуру, а своего человека в доску, то это вряд ли обнулит дрязги вокруг состава совета директоров «Теплоэнерго». Ведь не будут удовлетворены интересы других влиятельных групп.

А слухи о том, что «Теплоэнерго» возглавит Василий Ситдиков из кондрашовской «Нижегородской сбытовой компании» уже ходят. Если слухи подтвердятся, то Кондрашов показывает свою уверенность в наметившейся битве с Гордумой. Но и депутаты вряд ли будут удовлетворены всем этим после отставки Рогачёва. Те же энергетики могут посчитать, что Ситдиков хуже, чем Рогачёв. Он обязан только Кондрашову, а тот энергетикам не обязан уже ничем.

Но дело не только в личностях. Евгений Рогачёв символизировал единство городской теплоэнергетической системы. Если она и сжималась, то медленно. После Рогачёва теплоэнергетику легко могут поделить по районам или по пяти-семи котельным. Этот актив делится очень просто и незаметно. Поэтому понятен вектор депутатов Гордумы на то, чтобы не только контролировать финансовые показатели «Теплоэнерго», но и определять стратегию развития предприятия и даже кадровые вопросы. Можно что угодно говорить о Рогачёве, но он обеспечивал в известной степени целостность теплоэнергетического хозяйства. Без него тут возможно всё, вплоть до резкого снижения надежности теплообеспечения. Кстати, 1 февраля уже произошла крупная авария.

Виктор Деменев