12-02-11
Политика
Анатолий Волков: «Не война, а принуждение к миру»
«Новая» в Нижнем» открывает цикл интервью «Лица думской оппозиции». Виктор Деменев поговорит с теми депутатами нижегородского парламента, которые в чём-то или полностью не согласны с политикой горадминистрации
Противоречия между администрацией города и Городской думой либо «перетираются» в тиши кабинетов, не выплескиваясь на поверхность, либо сразу объявляются войной на уничтожение. В Нижнем Новгороде кулуарно конфликт уже не решить, но дошло ли дело до войны? Об этом мы разговариваем с депутатом Городской думы Анатолием Волковым.
— СМИ утверждают, что отношения обострились с момента принятия бюджета на 2012 год. Это так?
— Да, говорят, что это так, но я бы не стал употреблять такие жесткие выражения. Почему? Вся наша жизнь — как движущаяся кинопленка. Давайте отмотаем картинку на год назад. Часть депутатов, участвуя в выборах главы города, склонялись к смене персоналий. Другая часть настаивала на сохранении статус-кво. В итоге был избран новый глава города, и ни для кого не было секретом, кто в связке с ним будет главой администрации. Поэтому и ваш покорный слуга голосовал за нынешних главу города и главу администрации. Мы делегировали полномочия одному из коллег. Хочу напомнить, что Олег Кондрашов был депутатом. Мы наделили его полномочиями по управлению городом, надеясь, что он, как хозяйственник, действительно выведет систему на новый уровень. Критикуя сегодня его работу, мы лишь хотим улучшить её результаты. Поверьте, ничего личного! Только дело! Оно превыше всего! Слышать критику в свой адрес никому неприятно. Но если ты сильный, самодостаточный управленец, то будешь использовать критические замечания себе во благо. То есть будешь исправлять ошибки и становиться эффективнее. Олег Кондрашов был депутатом, а значит должен понимать, что вопросы, которые мы перед ним ставим, не взяты с потолка. Это вопросы, которые волнуют горожан: ЖКХ, дороги, парки, образование и многое другое.
— Известно, что четыре комиссии Гордумы были недовольны бюджетом на 2012 год, и если бы не Олег Сорокин, не стали бы голосовать за финансовый документ. С другой стороны, говорят, не работает в должной степени бюджетная комиссия. А вы на заседании сказали, что депутатам нужно менять систему формирования бюджета. В чём же дело? Администрация не умеет работать с бюджетом?
— Я подтверждаю — глава города Олег Сорокин приложил немало усилий для того, чтобы помочь главе администрации с принятием бюджета. Ведь многие депутаты были несогласны с подходом к формированию бюджета. И я тоже был в числе противников. Скажу честно, я голосовал против бюджета. Почему? Потому что глава администрации города проигнорировал мои письма о нуждах Приокского района. Это же не мои личные просьбы — это нужды больниц, школ, библиотек, других муниципальных учреждений социальной сферы. Олег Александрович не соизволил даже ответить на эти мои письма, хотя я там указал, что в случае игнорирования заявок, я буду голосовать против бюджета. Я своё слово сдержал.
Как член бюджетной комиссии отмечу, что ещё год назад говорил: нам необходимо менять Положение о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в Нижнем Новгороде. Кстати, по ФЗ 131 «О местном самоуправлении» это является исключительной компетенцией городских дум. То есть дума должна определять, как будет формироваться бюджет. А что получается у нас? Депутатам за месяц до голосования дают проект бюджета. В ноябре депутаты получают проект бюджета, а в декабре они должны его принять. У нас даже нет временного люфта, чтобы перенести голосование на одно заседание, что-то изменить в документе, внести поправки.
Вы видели проект бюджета? Это перечень классификации кодов и определённых сумм. Указан также источник и главный распорядитель средств, то есть профильный департамент. Больше вы там ничего не увидите. А депутатам нужна конкретика. Она заложена в бюджетных росписях. Без этих росписей невозможно работать с проектом бюджета. У меня простое предложение: необходимо, чтобы депутаты получали доступ к проектам бюджетных росписей до принятия бюджета.
И, думаю, депутатский корпус со мной согласится. Нужно привлечь Городскую думу к формированию бюджета. Если ты формируешь — то можешь и контролировать его исполнение.
Думаю, что ситуация с принятием бюджета 2012 года была последней. И следующий бюджет будет приниматься уже иначе. Я как член бюджетной комиссии постараюсь сделать всё, что от меня зависит, чтобы переломить ситуацию.
— Но депутаты пользуются далеко не всеми своими правами при обсуждении бюджета. Например, прозвучала мысль, что на городские парки денег выделено мало, вы предложили перекинуть средства с проекта Рождественской слободы. Почему ваши коллеги упускают возможность влиять на процесс?
— Мне вообще непонятна суть проекта по Рождественской улице. В чем польза для города? Хорошо, если хотят отремонтировать старинную улицу. Но есть и другие — например, Ильинская, где никак не меньше купеческих домов. Она в очень плохом состоянии. Массу других примеров могу привести. Я так понимаю, что в случае с Рождественской улицей, мы наблюдаем просто лоббизм отдельных людей и бизнеса. Например, ресторанного. Я даже не знаю, сколько денег на это выделено.
— Как же так?
— Потому что это решается кулуарно. Я ещё раз повторю: пока депутатам не будет предоставляться информация по бюджетным росписям, мы так ничего и не узнаем. Единственный случай, когда мы что-то видим, — это в целевых программах. В остальных случаях администрация города может финансировать любые проекты, спрятав их за любую строку в бюджете.
А городские парки — это отдельная тема для нашего города. На бюджетной комиссии мы рассматривали вопрос о финансировании парков на примере парка «Швейцария». Дело в том, что в Бюджетном кодексе есть строка поступления неналоговых доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду. По кодексу 40% от этих денег распределяются в местный бюджет. И возникает вопрос: «А сколько денег реально поступает по этой статье?» В 2012 году прогнозируют около 68 миллионов рублей. Так почему бы нам не потратить эти деньги на парки?
Сейчас часто слышишь в «парковой» теме слово «инвестор». Но я бы хотел напомнить, что сейчас парк «Швейцария» является муниципальным предприятием, и в Положении о бюджетном устройстве есть такое понятие как «бюджетные инвестиции». То есть город может давать денег парку на развитие. Почему мы этого не делаем? Почему мы всегда хотим, чтобы наши предприятия социальной сферы приносили прибыль? Хорошо, если не приносят убытков. Им надо помогать. У нас же бюджет складывается из налогов, которые платят граждане. Граждане хотят на эти средства получать бесплатное образование, ездить в новых автобусах, гулять в хороших парках. И мы должны обеспечивать это. Поэтому отсутствие денег на парки — это как отсутствие денег на образование. Вы можете себе такое представить? Я — нет. А, кстати, с 1 июля после президентских выборов вступает в силу закон о бюджетных организациях, и школам будет дано право зарабатывать деньги на предоставлении муниципальных услуг. Если продолжать аналогию с парками, то и школы чья-то горячая голова может в одно прекрасное время отключить от финансирования. Нам говорят, что предприниматели хотят зарабатывать деньги на развитии аттракционов и часть этих денег тратить на содержание парков. В переводе на русский язык это называется: «Лес рубят — щепки летят». Потом на косметическую уборку «щепок» денег может быть и выделят, а может, и нет, но «леса»-то уже никто не вернет. Если какие-то предприниматели действительно горят желанием развивать аттракционы, то сделайте это на отдельном поле. У нас незадействованных площадок много, сделайте там комплекс развлечений и зарабатывайте деньги. Нет проблем.
— Депутатов не устраивает бюджетная политика, они против приватизации парков, ни одно решение за последние месяцы не проходит через Гордуму легко. Разве это не война? Более того, депутатов волнует уровень профессионализма отдельных чиновников. Например, на комиссиях сплошь звучит критика департамента экономики. У меня складывается впечатление, что не сейчас, так через год оценка «два» может быть выставлена главе администрации. Разве я сгущаю краски?
— К сожалению, не только в Нижнем Новгороде, но во всем государстве есть практика назначения своих людей. Приходит новый человек на пост и приглашает к себе на работу людей не по профессиональному признаку, а по степени приближенности. Я думаю, что профессионал должен окружать себя профессионалами. А в коллективе непрофессионалов трудно добиться грамотных решений и их выполнения.
Теперь по поводу войны. Я бы назвал действия Городской думы не развязыванием войны, а принуждением к миру. Подходы совсем разные. Можно просто блокировать все решения городской администрации и тем дестабилизировать обстановку, не давая властям спокойно работать. Это деструктивный подход. Но Городская дума блокировала только те решения, которые напрямую наносили ущерб городу. Работу администрации мы не тормозили.
Я приведу вам простой пример. Когда мы обсуждали переход «Нижегородпассажиравтотранса» в муниципальное ведение, стало известно, что у предприятия большие долги. Мы протестовали, говорили, что не будем принимать такое бремя, пусть расхлебывает областной бюджет. Что сделал Кондрашов? Он попросил поддержать его, пообещал, что сам разберется с долгами. Мы проголосовали, исполнили федеральный закон, предприятие перешло в город. Кондрашова предупреждали — если принимать такое решение, то рано или поздно на город повесят буквально всё. И сейчас нам вместо 200 миллионов рублей грузят еще 300 миллионов долгов сверху.
Или ещё один момент. Из бюджета города в 2012 году в областной бюджет забрали денег больше, чем следовало. Взять ту же ситуацию с передачей здравоохранения на областной уровень — у города должны были урезать одну сумму на его содержание, а урезали гораздо большую. Мы недовольны, хотели поддержать Кондрашова в его отношениях с областью, но тот отказывается — боится портить отношения с губернатором.
Я бы тоже не хотел ссориться с губернатором, но есть же рабочие моменты. Нужно отстаивать интересы своего города и кусаться хоть с кем — хоть с премьер-министром. Депутат или глава администрации города для того и поставлены, чтобы отстаивать интересы своей территории. Если депутаты действуют конструктивно, я не думаю, что губернатор откажется от диалога.
— А почему сейчас администрация города состоит из «энергетиков»? Зачем это нужно?
— Известны разные подходы к формированию управленческих команд. Один тип руководителей, заступая на новую должность, стремится окружить себя профессионалами в этой сфере деятельности. Такой руководитель не боится делегировать часть управленческих полномочий своим заместителям, зная, что они вполне компетентны и не нуждаются в мелочной повседневной опеке. Да, с таким замами работать не просто. Они часто оспаривают руководящее мнение, невольно ставя под сомнение компетентность начальника. Однако с ними дело будет развиваться ускоренными темпами. Есть другой тип управленцев. Представители этого типа почему-то чаще других возглавляли городскую администрацию. Эти люди, заступая на должность, старались формировать комфортное окружение. А что может быть более комфортным, чем кадры, знакомые тебе по прежней деятельности? Вот и получается, что если руководителем города стал бывший менеджер телекомпании, то и его окружение покинуло телестудии, плавно перекочевав в кабинеты мэрии. А если руководителем стал бывший менеджер энергетической компании, то и в его окружении стали загораться «лампочки Ильича».
— Плохо это или хорошо?
— Всё зависит от нескольких совокупных факторов: профессиональной компетентности этих кадров, ведущего мотива, подвигнувшего их сменить род занятий, наличия или отсутствия желания прогрессировать вместе с развитием города. В зависимости от степени выраженности названных факторов, город может получить или замечательную команду профессионалов, не спящих ночами ради благополучия и процветания родного края, либо спаянную команду лиц, работающих на узкогрупповой интерес. Учитывая подобные риски, российский премьер-министр, в одном из своих недавних выступлений советовал избавляться от кумовщины при формировании управленческих команд.
У меня бизнес связан с автомобильной тематикой. И ровно поэтому я не пош`л работать в комиссию по транспорту. Чтобы не было никаких намёков, что я могу свои интересы каким-то образом лоббировать. Хотя думаю, в транспортной системе мог бы многое подсказать, так как имею приличный опыт. Олег Александрович, конечно, может сейчас на меня обидеться и сказать, что нет фактов о каких-то злоупотреблениях и всё вроде по закону. Но все же всё понимают.
Когда возникла ситуация с «Теплоэнерго», депутатов обвинили, что мы там хотим что-то поделить и попилить. А мы всего лишь хотели посмотреть, проверить информацию, которая была озвучена на заседании рабочей группы Законодательного собрания. Например, было сказано, что генподрядчиками являются фирмы, связанные с компаниями, зарегистрированными в оффшорах. Нам стало интересно, почему до 2007 года генподрядчиком было «Теплоэнерго», а теперь — совершенно другая организация. Если посмотреть Гражданский кодекс, то генподрядчик может составить договор на подряд по выполнению каких-то работ. И в договоре должно быть сказано: или ты все 100% работ выполняешь сам, или прописываешь, кого ещё привлечёшь. А судя по информации из регионального парламента, генподрядчик вообще никаких работ не выполнял и является просто «прокладкой». Гендиректор Евгений Рогачёв говорил, что это всё политические дрязги депутатов. Так почему же не остался? Сейчас там будет новый совет директоров. Но мы, подчеркиваю, не ставили вопрос об уходе Рогачёва. Вопрос, видимо, поставил сам Кондрашов.
Сейчас есть вопросы у моих коллег по «Водоканалу». Поверьте, депутаты, в большинстве случаев, не голословны. Конечно, мы не следователи, у нас другие задачи. Нам нужно, чтобы город развивался, бюджет наполнялся, а деньги расходовались эффективно. И мы будем помогать главе администрации двигаться именно в этом направлении.
Виктор Деменев