12-02-11

Культурный слой

Фантики и финтифлюшки

«Говорящая Мёртвая Голова». Альбом «Космос», 2011

Невероятно, но факт, Михаил Суслов в ранге своего проекта «Говорящая Мёртвая Голова» выпустил третий альбом за год. Я дважды был у Михаила в гостях, творит он в собственной спальне — и в его распоряжении лишь компьютер, микрофон, гитара Ibanez и собственные мозги, заключённые точно не в мертвую голову. Набравшись опыта во время продюсирования первых двух релизов, на «Космосе» Михаил раздухарился во всю свою мощь. При этом он в «сопроводиловке» заявляет, что сотворил «самый странный, необычный, сумасшедший, необъяснимый и психоделичный альбом в нижегородском андерграунде за всё время его существования». И честно — слушая альбом, я несколько раз ловил себя на мысли, что в его заявлении есть логика.

Мой друг, которому я показал треки из «Космоса», заметил, что это «будто «АССУ» пересматриваешь», и это весьма точно. Помните песню, под которую ломается в фильме Африка, — «ВВС — сфера особого внимания. ВВС — универсальная машина…»? Космические тембры синтезатора и беспокойные тексты. Михаил Суслов создаёт свою ручную вселенную, где полёты на луну, хождения за три моря и походы в соседний гастроном — вещи одного порядка. Говорим о космосе, а в уме имеем мир вещный. За текстами его постоянно мерещатся концептуалисты Рубинштейн и Пригов. «Есть чёрные мысли и мысли о чёрном…» «В космосе нет яда, в космосе нет пищи, только круглые предметы…» «Синий дым отделяется от облаков, стекает ручьями к земле, туда, где солдаты ждут приказа, туда, где деревья растут из бетона…» Причем всё это не столько пропевается, сколько наговаривается мрачным баритоном. Страшилки следуют одна за другой — сказки про Валентину (что за пределами вселенной), про тролля, людей-кошек, сторожа, человека-механизма. Где-то на второй трети становится реально страшно. В «Космосе» Суслов пользуется музыкальными красками из самых разных палитр. Виброфон соседствует с гитарами, а скрипка порой играет так, словно это материализовался великий Стефан Граппелли. Михаил пользуется программой, которая умеет весьма хитро имитировать самые заповедные инструменты. И он не экономит на хронометраже, есть даже композиция в 15 минут длиной.

А самая жизнеутверждающая вещь возникает на альбоме ближе к концу. Называется она длинно: «Звезда «Ф», на которой никогда не бывает рассвета». В каждой строчке имена, предметы и элементы топонимики на букву «Ф». «Мистер и мисс Фроловы уехали в Россию, товарищ и товарищ Фокины уехали в Финляндию. Гражданка с улицы Фигнер уехала на работу. Господин из Флориды уехал отдыхать на Филиппины…» Оказывается, этими «эфами» можно описать весь наш мир: «Фирма гарантирует: к зиме у всех будут фрукты. Он собирает фантики, она финтифлюшки…»

Феноменальный альбом.

Вадим Демидов