12-02-11

Общество

Нечего терять

Почему я не боюсь оранжевой революции

«Россия не скоро забудет страшную трагедию в центре Брянска», — читал я в новостных лентах начала января. По привычке это писалось или для красного словца, не знаю. Вот месяц всего прошел, а уже мало кто вспомнит, что там в Брянске приключилось. Какая-то женщина с ребёнком куда-то там провалились… Ребенок погиб, кажется… Да за прошедший месяц интернет и телевидение на нас еще с десяток трагедий выплеснули. Всем не насочувствуешься, всего не упомнишь. Однако именно брянская история не идёт у меня из головы.

Заглядываешь в блогосферу, а тут люди бьются в апокалиптическом припадке: «оранжевая угроза», «либеральный реванш», «грядущий развал России». Сергей Кургинян в ролике на YouTube выкатил глаза и пену пускает… «Мы выбираем стабильность!» Смотришь на это всё и недоумеваешь.

Стабильность вы выбираете? В центре крупного российского города, на благоустроенной, выложенной согласно современной моде плиткой площади (заводик по производству брусчатки традиционно принадлежит какому-нибудь родственнику крупного чиновника городской администрации), прямо у праздничной ёлки под ногами гуляющего народа разверзлась земля. Мать и ребенок ухнули в вонючую тьму канализационного коллектора. Поневоле воспринимаешь это как знак свыше. Это ли не то, что неизбежно ожидает всю вашу стабильность? Вот он, Апокалипсис. Апокалипсис рядом. И плакатиком «Мы — за Путина!» от него не отмашешься.

О катастрофическом положении дел в коммунальном хозяйстве города нижегородские СМИ пишут очень и очень давно. В далёком уже 2006 году после вспышки гепатита на «Нижегородском водоканале» была проведена проверка. В газетах и на новостных лентах незамедлительно появились заметки «Нижнему Новгороду угрожают серьёзные коммунальные аварии». Прогнозы сбылись уже неоднократно: серьёзные аварии были и будут ещё. Потому что за пять прошедших лет проблемы не только не решены, но ещё и усугубились.

На официальном сайте ОАО «Ниже­городский водоканал» можно прочитать, что в 2011 году началась реализация программы по реформированию предприятия, цель которой — «решение экологических, санитарно-эпидемиологических проблем, проведение мероприятий по повышению надежности, устранению потенциальных угроз системы водоснабжения и водоотведения города, выработка оптимальных мероприятий по модернизации сетей и сооружений». И ещё парк автомобильной техники «Водоканал» обновил в прошлом году на 75%. Но при этом руководство предприятия вынуждено признать, что число аварий неуклонно растёт. Что, впрочем, неудивительно: коммунальные сети города, по самым последним оценкам, изношены на 74%.

Впрочем, цифру эту мы знаем из вынужденных признаний руководства того же «Водоканала». И я бы не стал относиться к их словам хоть с каким-то доверием. Износ в 74% — это уже катастрофа. Но на самом деле всё может оказаться гораздо хуже.

Ну, впрочем, хватит о трубах — поговорим о людях. Всё там же, на официальном сайте ОАО «Нижегородский водоканал», можно узнать, что руководство предприятия запланировало снижение среднего возраста персонала до 37–40 лет. Каков средний возраст сотрудников сейчас и сколько на «Водоканале» трудится людей предпенсионного и пенсионного возраста, нам не сообщают. Зато прямо говорят, каким образом это самое снижение будет производиться: «Планируется сокращение общей численности персонала предприятия на 20%». То есть всех стариков, портящих своим наличием статистику, попросту выгонят, наконец-то, на пенсию. А то, что именно эти старики и есть специалисты, которые до сих пор обеспечивали и обеспечивают работу предприятия, это же неважно. Молодой смене попросту неоткуда взяться. Работа на «Водоканале» для большинства так называемых «молодых специалистов» непривлекательна. Рабочие предприятия и технические специалисты (то есть те люди, которые реально работают, а не раздают указания из начальских кабинетов) получают на сегодняшний день порядка 17 тысяч рублей. Департамент экономического развития и предпринимательской деятельности Нижнего Новгорода сообщает, что в августе 2011 года средняя заработная плата на крупных и средних предприятиях города составляла 22 699 рублей. Работники «Водоканала», как видим, получают гораздо меньше. Неудивительно, что молодые люди предпочитают искать работу в других местах. Неудивительно, что средний возраст персонала неуклонно приближается к пенсионному.

А вот средний возраст руководства предприятия — это как раз около 40 лет. Преимущественно молодые люди, с молодыми здоровыми аппетитами.

Процитирую свеженькое, от 7 февраля сообщение пресс-службы нашего мэра: «На оперативном совещании в администрации Нижнего Новгорода в центре внимания вновь оказалась работа «Нижегородского ­водоканала». По словам главы города Олега Сорокина, это предприятие является абсолютным лидером по количеству жалоб со стороны предпринимателей. Они затягивают выдачу технических условий на подключение к сетям и «навешивают» на нижегородских бизнесменов дополнительные обременения. «Эту практику нужно исключать, — заявил глава города, обращаясь к новому руководителю «Нижегородского водоканала» Александру Байеру. — Предприниматели открыто говорят о размерах коррупции и о том, что месяцами и даже годами не могут получить вменяемых техусловий».

Это даже комментировать не нужно.

Стоит, кстати, поинтересоваться биографией г-на Байера. Ну, просто чтобы понять, как сегодня становятся руководителем стратегически важного для города предприятия.

Итак, информация с официального сайта ОАО «Нижегородский водоканал»:

«Родился в 1971 году.

С 1998 года по 2003 год работал начальником финансового управления МУП ПО «Водоканал» в Ростове-на-Дону. С 2003 года занимал должность исполнительного директора, а затем директора Дирекции по водоснабжению и водоотведению ОАО «Российские коммунальные системы» в Москве. С 2004 по 2005 годы занимал должность вице-президента Башнефть-Юг в Ростове-на-Дону. С 2006 года в течение пяти лет работал в московской корпорации «Баркли», трудовую деятельность в корпорации начинал в должности финансового директора, продолжил в должности председателя Правления корпорации. С февраля 2011 года — генеральный директор ОАО «Нижегородский Водоканал»».

Как видим, на каноническую биографию советского директора, который начинал с рабочей специальности, прошёл все уровни руководства, разбирается во всех происходящих на предприятии процессах, это не похоже.

Но это и не биография успешного предпринимателя, который с нуля создал своё дело, построил предприятие, основал собственную империю.

Нет, это Успешный человек другого типа, весьма, кстати, характерного для Новой России, — с молодых ногтей Начальник.

Выяснить, какое вознаграждение получает этот успешный начальник за свой нелёгкий труд, не представляется возможным — коммерческая тайна. Набрёл тут в Сети на крик души: «Зарплата нового директора «Водоканала» — 1 500 000 рублей. в месяц. Любовнице-секретарше сделал — 140 000 руб. А слесаря ходят в драных спецовках и латают ржавые трубы». Разумеется, невозможно принимать всерьёз этот анонимный комментарий. Цифры, в нём указанные, — не более чем фантазии автора этой реплики. А кто там чья любовница, нас и вовсе не должно интересовать. Я процитировал эту реплику лишь потому, что это — типичное мнение человека из толпы о типичном российском начальнике. И ведь мы имеем полное право о них так думать. Потому что кое-какие представления об уровне дохода г-на Байера можно составить, и не заглядывая в платёжную ведомость. А слесари «Водоканала» действительно ходят в драных спецовках, и трубы действительно сгнили (74% износа, напоминаю).

Тут вот г-н Проханов в газете «Завтра» затеял публиковать статьи о том, как населению следует себя вести в экстремальных ситуациях. Пугает. Дескать, в случае победы оранжевой революции отказ коммунальных служб более чем вероятен. А я вот смотрю на положение дел на ОАО «Нижегородский водоканал», и мне кажется, что этот пресловутый коммунальный коллапс более чем вероятен и без всяких оранжевых.

А судя по трагедии в Брянске, у них там на «Водоканале» дела обстоят не лучше. И по всей стране точно так же.

И это, заметьте, мы только об одной отрасли говорили…

И вот наблюдаю я все эти страсти в интернете: «угроза стабильности», «Россия на краю пропасти»… Да ёлки-палки! Всё уж. Земля под ногами уже разверзлась. Россия ухнула в эту самую пропасть без всяких революционеров. Не надо пугать себя и других. Всё уже случилось. И потому уже не страшно.

Кирилл Лодыгин