12-02-18

Политика

Пятилетка Кондрашова под угрозой срыва

Наступает период первых отчётов для городской власти Нижнего Новгорода. Когда в конце 2010 года сити-менеджер Олег Кондрашов рассказывал о своих планах, они были заметно бодрее — нынешний оптимизм во многом показной.

Виктор ДЕМЕНЕВ: Специаль­но на днях перечитал материалы исторического заседания Городской думы Нижнего Новгорода от 3 декабря 2010 года. Того самого, на котором утверждали кандидатуру главы городской администрации Олега Кондрашова. Потом ещё прошла совместная пресс-конференция двух Олегов. Отмечу, что Кондрашов тогда был действительно готов. Просматривались элементы стратегического мышления. Казалось бы, за год работы, получив дополнительную информацию, этот навык должен был развиться. Но ничего нового я сейчас не вижу, наоборот — Кондрашов-стратег даже сбавил обороты.

Помню, как Олег Сорокин дал напутствие главе администрации — заниматься крупными вопросами, но не забывать «чистить» город по мелочам. Но вот как-то так получается, что «крупняк» от Кондрашова ушёл, и с мелочами тоже не всё ладно. Вот вроде бы объявили, что национальная идея в масштабах города — это чистый город. Глава администрации даже заявлял, что это у него бзик такой — почистить город, который он назвал грязным. Но я бы не сказал, что получилось.

Денис НИКИФОРОВ: Когда горожанам стало казаться, что с приходом двух Олегов к власти в Нижнем Новгороде стало грязнее, эксперты списывали это на психологический эффект. Мол, прошлого мэра любили, он ушёл, и сразу всё стало плохо. Но если я вижу, что вокруг мусорных бачков у моего дома навалены дикие горы отходов, и это никто не вывозит, такое не спишешь на галлюцинации на почве любви к Вадиму Евгеньичу.

И мне кажется, есть объективные причины заявлять о том, что коммунальные службы не справляются с бзиком Кондрашова на тему чистоты. Особенно зимой. Господам было бы неплохо рулить каким-нибудь африканским городком, где зимы нормальной не бывает. Правда, говорят, теперь и в Африке случились снегопады, что вообще не оставляет шансов нашим градоначальникам.

В. Д.: Ну да… Вот например, недавно заслушивались доклады приехавших из Москвы разработчиков Стратегии Нижнего Новгорода. И вот один из докладчиков растерянно заявил, что шёл по улице Алексеевской до Кремля и обнаружил, что тротуары не чистят.

Конечно, многие из стратегических целей Кондрашова в 2010 году заявлялись на пятилетку. И сейчас, вроде бы, рано говорить об их выполнении или невыполнении. Но как-то тревога уже проявляется.

Д. Н.: Страх вполне обоснован — планы были слишком амбициозными, видимо, придумывались под воздействием эйфории от победы. И на воплощение этих некопеечных идей бюджет нужен если не московский, то близкий к нему. Я представляю, как сжимались сердца работающих с бюджетом финансистов, когда они слушали или читали эти амбициозные «хотелки».

Ну, асфальтировал Булавинов эти дорожки и тротуары, лавочки ставил и урны — всё равно же говорили, что город неблагоустроен. И кто говорил? Те, кто сегодня у руля, но без ветрил. Поэтому новые обещания Кондрашова уже можно смело забыть

В. Д.: Был Кодрашову ещё один совет от Сорокина. Ему предложили рассказать о расходовании бюджетных средств и о том, как увеличить доходы. Кондрашов, видимо, чтобы произвести впечатление на депутатов, заявил, что за пять лет бюджет Нижнего Новгорода вырастет в три раза. В 2011 году бюджет областного центра составил около 25 млрд рублей, то есть действительно резко увеличился. Как правило, за счёт поступлений из областного бюджета. На 2012 год аппетиты города несколько поумерят. И сейчас я лично вижу такую картину: в нынешнем году главная задача — любой ценой построить и пустить станцию метро «Горьковская». На детские сады и прочие программы развития денег очень мало. Например, планировалось построить в каждом районе города по два ФОКа, но сейчас темпы реализации плана резко снижены.

У меня такое впечатление, что после пуска «Горьковской» город попросит передышку в строительстве метро, несмотря на федеральные средства. Как закрыть проблему детских садов и необходимость ремонта внутридворовых дорог? Это будет уже невозможно.

Д. Н.: Не расстраивайтесь, в нашей стране не принято покидать свой пост из-за каких-то там невыполненных обещаний. Кто заметит эти внутридворовые территории, если все, кто действительно важен властям, живут в отдельных имениях? Ну, асфальтировал Булавинов эти дорожки и тротуары, лавочки ставил и урны — всё равно же говорили, что город неблагоустроен. И кто говорил? Те, кто сегодня у руля, но без ветрил. Поэтому эти обещания можно уже смело забыть.

В. Д.: Олег Кондрашов раздал очень много обещаний год назад. Его даже пытались сдерживать депутаты Гордумы.

Д. Н.: Да, не все же были в состоянии эйфории в те необыкновенные дни 2010 года. Кто-то сохранил ясность взгляда и разума.

В. Д.: Возможно. Тогда Кондрашов предложил создать специальный фонд, чтобы за непродолжительный период времени в два раза увеличить число работников детских садиков. Источником финансирования должны были стать доходы от продажи муниципального имущества. Сомневаюсь, что этот Фонд в итоге вообще был создан.

Д. Н.: Тему детских садиков можно решить, если сделать эту строку в бюджете жирной и неприкосновенной. При этом всё равно более насущной проблемы, чем вопросы в сфере ЖКХ, найти тяжело. Правда, это не так красиво, как новая станция метро.

В. Д.: Ну да… Если учитывать, что относительно нормально работают только три ДУКа из восьми. И это как раз те ДУКи, которые как раз не «­кондрашовские». «Кондрашов­ские» же, куда входит акционером «Нижегород­ская коммунальная компания», имеют плохую статистику.

Д. Н.: Я бы вспомнил ещё программу спорта в городе. Помнится, при Булавинове поддерживались в порядке дворовые площадки и хоккейные коробки. Их стали заливать, осветили. Сейчас тема заброшена, но взамен пообещали ФОКи. По два каждому району. Про темпы их строительства мы уже упомянули…

В. Д.: Спорт заглянул в наши дворы и ушел из них. Почему я и говорю, что у Кондрашова не решаются и не делаются ни крупные дела, ни те, что помельче. Ну нет в горадминистрации ни профессионализма, ни единства в достижении целей.

Считается, что администрация разделена на три-четыре блока. В декабре 2010 года обещали и свежую кровь. Она, мол, прольётся. И что? Пришли новые специалисты, которые уступают бывшим. Тогда много было шуток на тему кровопускания, которое считается полезным для здоровья. А в городском управлении это далеко не всегда эффективно.

Д. Н.: Город буквально истёк кадрами. Сейчас лежит под капельницами с трубкой в носу для дыхания. И около него сидит глава администрации, следит за пульсом и боится, как бы не помер его пациент.

В. Д.: Пациент, конечно, не помрёт, но ничего хорошего у этого доктора не выйдет. Пятилетка Кондрашова под угрозой срыва. Я вообще не вижу предпосылок для рывка, о котором говорили, как о реальности. И главное — у новой администрации не хватает политической воли. Плюс двухголовая система работает не очень эффективно. И это тоже входит в число задач Кондрашова: нужно бы доказать, что эта система самая оптимальная.

Д. Н.: Может быть, где-то это действительно эффективная система. Там, где глава МСУ и глава администрации — мастера управления, хозяйственники с немалым опытом. И система эта помогла им слить свои таланты на пользу города. И амбиции больше сориентированы на интересы муниципалитета, а не личной славы и пиара. В Нижнем Новгороде у руля оказались сорокалетние амбициозные местечковые бизнесмены, которые уверены, что в бизнесе еще не достигли потолка, а власть — просто отрезок их квеста за личной славой.

Виктор ДЕМЕНЕВ, Денис НИКИФОРОВ