12-02-24

Культурный слой

Джем для ветеранов

В клубе «Джембори» на протяжении шести месяцев проходили понедельничные блюзовые джемы, в которых главенствовала молодая отважная группа «Chicken Hope» с Эмилией Новрузовой на вокале. Это была площадка для молодых музыкантов — чтобы людей посмотреть и себя показать. Однако в прошлый понедельник формат джема был изменён — и продемонстрировать свой класс собрались опытнейшие музыканты. Особенно манкими и звонкими на афише были имена Михаила Русина и Геннадия «Ганса» Ульянова, некогда стяжавших лавры на местной клубной сцене, но покрывших себя славой в составе аккомпанирующей группы Димы Билана. Наверное, уже где-то с год оба покинули Билана, Геннадий возвратился в родной Дзержинск, а Михаил работает сессионным музыкантом в Москве. Кроме них интерес также вызывал техничный барабанщик Владимир Погосян.

Геннадий «Ганс» Ульянов

Михаил Русин (слева), Арсений Лукьяненко

Джем начался — хотя Ганс опаздывал. Переднюю линию занимала троица из «Тихих блюзов» — Дмитрий Смирнов (контрабас, вокал), Сергей Бондаренко (гитара) и Арсений Лукьяненко (клавишные), последнему оказалось всего 17, к тому же он, как сообщает Интернет, числился обладателем именной стипендии Бориса Немцова. За одной барабанной установкой трудились разом уже упомянутый Погосян и Павел Курносов, которого я не раз видел в составе «Монолинзы». В уголочке притулился клавишник Жора Романюк («Jam»). Ну и главное блюдо — Русин с «фендером», державшийся поначалу довольно скромно. Зазвучали нестареющие стандарты Джи Джи Кейла «Sensitive Kind» и «Cocaine». Смирнов, располагаясь у микрофона, и пел и, дирижировал джемом. Может, даже слишком усердно дирижировал. Не допустил к микрофону молодого музыканта Лёку (причем своего однофамильца), посчитав, видимо, его выскочкой, позже эпизод бурно обсуждался в кулуарах — но Дмитрий найдёт в себе силы публично извиниться. Музыканты только привыкали к другу дружке и к публике, поэтому музыка выходила слегка озабоченная, словно в расфокусе, со сплошными многоточиями.

Вообще говоря, джем — это вроде караоке, только для музыкантов. И так же как многие подсаживаются на караоке, так же музыканты подсаживаются на джем. Особенно если это блюзовый джем — тут сам ритм качающий, наркотический почти. С другой стороны, хорошо, когда джем происходит на фундаменте определённых музыкальных тем, известных всем музыкантам на сцене. Первые три джемовые темы прошли в непрерывных импровизациях, правда, несколько шаблонных. «Дирижер» Смирнов потом посетует, что сам чувствовал в этот момент «когнитивный диссонанс». Действительно ощущался недостаток какого-то важного ингредиента. Ганса Ульянова, да.

Стоило Гансу впрыгнуть на сцену и «оседлать» предложенный Смирновым контрабас, атмосфера изменилась — и в самую светлую сторону. Звучали те же самые прифанкованные блюзовые ходы, но возникло ощущение полёта, парения, зависания даже. Будто каждая нота музыкантов стала в несколько раз легче, чем до этого — чуть ли не невесомой. И Русин «проснулся», зазвучал в «полный дисторшн». Музыка заговорила! Заговорила! Почему так — вряд ли можно объяснить, не впадая в метафизические крайности. Захотелось податься на сцену — туда, где происходит нечто роковое (с ударением на третий слог).

После перерыва джемовали в составе Ульянов-Русин-Погосян-Лукьяненко. К ним присоединился Игорь Пестов, гитарист «Растяпино бразерс». Аура воцарилась с богемным флером, может, чуть-чуть снобистским — но музыканты старались сделать так, что каждый мелодический гармонический оборот отзывался в эмоциях и рисовал перед глазами образы. Квинтет пересыпал свои импровизы цитатами — даря блюзовому комьюнити радость узнавания: вот что-то из советского кинофильма, а вот фрагмент из знаменитой «Sunny». Посещая джемы, я всё время опасаюсь услышать музыку как спорт, где увлечение виртуозностью и скорострельностью ставится во главу угла. Но в этот раз пронесло, никто не играл «на скорость».

Было бы любопытно, перемешать профессионалов этого «мастер-класса» с молодыми музыкантами, скорее всего, это бы пошло на пользу и ветеранам. Чтобы не расслаблялись — ведь за их плечами уже подрастает молодая шпана, что сотрет их с лица земли. Ну пусть не сотрёт, но ослабит их сегодняшний статус. Но эти джемы ещё впереди.

Вадим Демидов