12-02-24
Культурный слой
Электроника с психотерапевтическим эффектом
Кubie & Kapchiz. Альбом «Enlightenment», 2011
«Enlightenment», или «Просветление» — альбом двух нижегородских электронных музыкантов Сергея Швачкина (Кubie) и Максима Капчица (DJ Kapchiz). Альбом, не слишком следующий самым передовым и модным электронным трендам, однако от этого хуже не становится. Музыка Кubie и Kapchiz рассчитана на самого неискушённого в новациях электронной музыки человека — её основное достоинство в том, что она мелодична и прилипчива.
С Максимом Капчицем мы знакомы с конца девяностых, он даже некоторое время входил в состав моего «Хронопа», тогда мы экспериментировали с трип-хопом. И я его знаю как музыканта и диджея, любящего и знающего музыку. Он родился в музыкальной семье. Детство провел на репетициях симфонического оркестра горьковской филармонии, в котором его мама работала скрипачкой. У отца Макс унаследовал коллекцию из нескольких сотен пластинок — рок, джаз, диско. Сам бог велел становиться диджеем! А тут ещё и мама подарила ему комплект вертушек Technics — для середины девяностых настоящее сокровище. Тогда ни у одного нижегородского диджея не было таких вертушек. За пятнадцать лет диджейства не только на нижегородском танцполе, но и на многих российских площадках Капчиц заработал себе имя музыканта вдумчивого, я бы сказал, интеллигентного.
Небезынтересно, что встретил Максим своего будущего друга и коллаборатора на… психотерапевтическом тренинге. Что неудивительно, если знать, что Сергей Швачкин — дипломированный психотерапевт и проводит в Нижнем тренинги личностного роста. Он, как я читал, даже изобрёл способ, позволяющий совершенствовать адаптационные механизмы пациента с помощью неких ситуационных задач. Впрочем, психология не является предметом настоящей рецензии. В музыке Сергей Швачкин не новичок — он окончил музыкальную школу по классу скрипки и, начиная с 1994-го, сочинял музыку для модельных агентств. Вдохновлялся музыкой Жана-Мишеля Жарра, Брайана Ферри, Джей-Джея Йохансона и трип-хопом. В его копилке два сольных альбома.
«Enlightenment» сочинялся и записывался в течение трёх лет. По словам Капчица, сотрудничество началось так. У Сергея было написано несколько музыкальных тем, на одну из которых Максим предложил сделать ремикс. Результат устроил обоих. Дальше — больше, стали встречаться и сочинять вместе, их объединило общее понимание музыки. Использовали следующую технологию: сначала заготовки записывали с помощью синтезаторов — «Поливокса» и «Корга» — затем материал доводили до ума в музыкальных компьютерных редакторах. Большинство музыкальных тем принадлежит Сергею Кubie, но в совместных треках Капчиц помогал обернуть материал в фантики его любимых прогрессив-хауса, даба и брейк-бита.
Для интро альбома выбрана по-дискотечному бодрая вещичка «RMM». Вряд ли это самая показательная композиция — но расколбас обеспечен. Итак, взбодрились — но чем дальше погружаешься в пучину альбома, тем увлекательнее становится. «Rainmade masterpieces» — это космическое путешествие (кстати, и французский проект «Space» вспоминаешь). Звук воздвигается вокруг булькающего бита и текучего клавишного эмбиента. «Angel in electro» — это тоже вояж, но, скорее, внутрь себя. Катарсис наступает на третьей минуте — когда внезапно проступает красивая мелодия, вполне в духе лучших советских кинокомпозиторов — Таривердиева, что ли. Авторы могли легко на этой музыкальной теме зациклиться — но они обрывают её, прячут за другими ходами, показывая зыбкость, неустойчивость равновесия. В треке «Opus 19966», который центр и ядро альбома, «внутренний Таривердиев» будет мерещиться не раз и не два — и это очень светлые вдохновенные моменты. И знаете, чувствовался во всем этом и психотерапевтический эффект — недаром Сергей специализируется в этой области. Венчает альбом пьеса «Piano», в которой слушателю напоминают звучащие ранее темы. Знакомые пассажи возникали и пропадали, как круги, что расходятся от камешка, брошенного в заповедное озеро.
Артемий Троицкий назвал дуэт «Кubie & Kapchiz» своим любимым нижегородским электронным проектом — «сэмплоделикой с элементами психоделики». Заметил, что похоже на «Нож для Фрау Мюллер» и «Messer Chups», только лучше. Думаю, это убедит музыкантов двигаться вперед.
Вадим Демидов