12-03-02

Общество

Стадион оперы и балета

В Большом словаре русских поговорок есть русскоязычный перл «ёперный театр», который «употребляется при сильных эмоциях». Смотрю на проект нижегородского оперного театра за 150 млн рублей, меня распирают сильнейшие эмоции и почему-то хочется воскликнуть «ёперный стадион»!

Может быть, у кого-то театр и начинается с вешалки, а в Нижнем Новгороде он начинается со скандала. Скандалят причем каждый за своё. Кому-то важно сохранить деревья в парке имени Пушкина, потому что мегаполис вонюч и смраден, а в зарослях пушкинского парка дышится полной грудью. Кто-то жаждет спасти руины ДК имени Ленина, превратив садик имени 1 мая в сквер прогулок театралов, а дефилирующих по прилегающей улице жриц любви (и вовсе не к театру) — в билетных спекулянтш. Кто-то спасает труппу театра, которую хотят похоронить через затягивание сроков строительства. Кому-то жалко 4 млрд бюджетных рублей на храм искусства. А мне стало жалко 150 млн рублей, выделенных на проект. Потому что глядя на продукт, вышедший из организмов архитекторов и проектировщиков, я понимаю, что лучше было бы раздать эти миллионы нянечкам в детских садах или просто оплатить обучение подрядчиков в профильном вузе.

Я когда увидел сие произведение искусства, выложенное местными блоггерами в сеть, я подумал, что это другая священная корова нижегородских властей — физкультурно-оздоровительный комплекс. Так как на рисунке было много зелени, стало ясно, что стройка традиционно подразумевается в парке. У нас негде больше строить. Форма здания, как выразились те же блоггеры, «напоминает банку прибалтийских шпрот, как символ уплотнительной застройки». Стекло, бетон, техничный минимализм.

Форменный стадион как раз к любимому Чемпионату мира по футболу вожделенного 2018 года! Почему вожделенного? А потому что на этот год у нас намечен пик инвестиционной, туристической и другой привлекательности Нижнего Новгорода. Раньше — никак, нет ни повода, ни возможности. Внутри проекта вполне себе рисуются корты, площадки для лёгкой гимнастики, велотрек, антивандальные пластиковые кресла. После 2018 года стадион можно отдать под театр. В итоге — сплошная экономия.

Нашлись некоторые подробности о том, что будет на этом стадионе оперы и балета. Общая площадь театра будет составлять 26,7 тыс. кв.м. Предполагается, что это будет 11-этажное здание с подземной стоянкой на 190 мест и наземной — на 60 мест. Зал театра будет классической формы по образцу европейских театров вместимостью на 1 тыс. зрителей, с акустикой, не предполагающей дополнительного звукоусиления. В театре будут располагаться оперный зал, два балетных зала, а также зал для репетиций оркестра и зал для репетиций хора. Предполагается, что в зале будут места для слабослышащих и слабовидящих. Кстати, незрячие будут самыми счастливыми посетителями, видимо, так как не смогут оценить масштаб ­гибели парка и театрально-спортивную эклектику. Что делать тем, кто ещё что-то видит?

Кстати, об экономии. Обойдётся нам этот стадион-театр в 4 млрд рублей. Мы всем городом и регионом немного смахиваем на нищего в кондитерской лавке — вместо того, чтобы наёстся хлеба и колбасных обрезков, он покупает шикарный торт. Половина суммы уйдёт на саму стройку и ещё столько же — на оборудование. Можно было бы возмущаться и дальше, но мне попалась информация об астраханском театре оперы, который построили совсем недавно. Он тоже стоит 4 млрд рублей. Правда, там складывается впечатление, что их потратили действительно на театр и в том числе на проект. По сравнению с нашим стадионом это настоящий храм искусств.

Астраханцы долго думали, стоит ли строить новый театр или продолжать петь и выделывать па в старом «элеваторе», как они любовно называли свой театр без гардероба и туалетов. Решили реконструировать. А что? Подобным образом, говорят, расширяли и улучшали лондонский Ковент-Гарден и парижскую Гранд-Опера. Всё испортил один высокопоставленный любитель оперного пения и балетного изящества. Он просто вышел на сцену и похлопал в ладоши. «Тут нет акустики вообще», — сказал он. То есть если с отсутствием гардероба и туалетов астраханцы были готовы мириться, то с отсутствием акустики уже устали. Так город отважился на новое здание, заручившись поддержкой федеральных и региональных властей.

В интернете полно фотографий этого чуда. Вряд ли нижегородский театр будет вызывать такие ­восхищённые «Ооооо!» Под внешний облик театра подвели чуть ли не политическую подоплёку и особую идеологию: Астрахань — форпост русской культуры перед лицом Востока. Получилось мощно: огромное здание высотой 52 метра сделано нарочито русским, нарядным, праздничным. Создатели взяли за ориентир русский стиль времён Серебряного века, периода экономического подъёма и огромного интереса общества к русской культуре. Да, звучала и критика — кому-то виделось, что в проекте театра проскальзывают и восточные элементы. Авторы просили понять свой город: Астрахань — город удивительной обаятельной эклектики, поэтому в фасадах театра есть и восточные нотки роскоши, и узнаваемые элементы колоколен и соборов астраханского кремля, а также московских архитектурных шедевров — зданий ГУМа и Исторического музея. Кстати, театральный комплекс занял участок площадью в 1 гектар в старом парке на 3 гектара. Часть инвестиций из озвученных 4 млрд рублей пошли на его восстановление и благоустройство.

Везёт астраханцам. Смотрю фотографии театра и понимаю, что нам на эти же 4 млрд рублей сейчас всучат стадион и тысячу саженцев от господина Бодриевского. А у Нижнего Новгорода разве нет своей собственной идеи? Астрахань — русский форпост перед лицом Востока. А мы что? Над этой темой бьётся несметное полчище экспертов, об этом говорят власти. Почему в итоге получился стадион? Нижний — столица российского спорта на крытых площадках что ли?

Денис Никифоров