12-03-17

Экономика

Дальше — без допинга

Как изменится рынок автокредитования с прекращением «льготной» программы

С начала 2012 года продавцы отечественных автомобилей и поставщики из-за рубежа опять попали практически в равные условия. Программа льготного автокредитования, запущенная российским правительством в 2009 году, завершилась. В рамках этой программы, как известно, государство выделяло субсидии банкам (в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ), дабы те в свою очередь освобождали потребителей от части процентной ставки по автокредитам. По этой схеме можно было приобрести автомобили отечественных и зарубежных марок, произведённые в России.

Объёмы снижаются

Популярность программы, благодаря которой у потребителей была возможность брать автокредиты на льготных условиях, росла с каждым годом, и большее количество сделок пришлось именно на Нижегородский регион. По оценкам аналитиков, к концу 2011 года треть всех автокредитов предоставлялась российскими банками именно по этой программе. По подсчётам исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, благодаря программе, доля продаж машин в кредит от общего объёма продаваемых автомобилей в 2011 году фактически вернулась на докризисный уровень 30%. В 2009 году эта доля составляла всего 16,8%, в 2010 году — 25,1%.

Поэтому сегодня некоторые эксперты стали говорить об «упадке» отечественного автомобильного рынка. Число кредитных сделок относительно машин, «выращенных» в нашей стране, должно снизиться.

— Мы надеемся, что такие продажи упадут не ниже чем до 34% от общего объёма продаж, — говорит исполнительный директор компании «Рольф Финанс» Виталий Павловский. — Однако не только в результате прекращения действия госпрограммы, но и по причине общего ужесточения банками условий автокредитования на фоне ухудшения ситуации с ликвидностью.

Культурный слой против комфорта

По мнению других экспертов, раздувать данную тему не стоит: дело в том, что банки сегодня в состоянии предложить разнообразные варианты кредитования, не связанные с программой субсидирования. Поэтому массового оттока потребителей от «родных» салонов ждать не приходится: многие воспользуются ­предложенными вариантами, сделав выбор именно в пользу отечественных авто.

— Я уверен, что часть покупателей останется приверженцами российских марок — хотя бы в силу того, что отечественные автомобили по-прежнему остаются одними из самых дешёвых на рынке, они удобны с точки зрения ремонта, да и просто привычка может сыграть свою роль, — отмечает наш эксперт, первый вице-президент Саровбизнесбанка Василий Лебедев.

Вместе с тем, если буквально два месяца назад этот выбор был простимулирован финансовым фактором (теми же льготами по кредиту), то сегодня дешёвые зарубежные модели (те же «китайцы») догоняют по цене «россиян» — правда, отрыв пока что есть. Так что скоро можно будет говорить всего лишь о двух позициях, дающих нашим автомобилям преимущество, — обилие магазинов с российскими запчастями и так называемый культурный слой, засевший в россиянах на ментальном уровне и заставляющий покупать «Жигули» для поездок на дачу, а «Уазик» — для охоты с рыбалкой.

Однако по подавляющему большинству позиций (уровень вибрации и шума в салоне, удобство управления, уровень комфорта, дизайнерские решения, надёжность запчастей и так далее) отечественные авто, конечно же, уступают даже «китайцам». Плюс к тому различные схемы кредитования, предлагаемые банками, распространяются как на российские автомобили, так и на иномарки.

В общем, сегодня, когда льготной программы уже нет, потребители не ущемлены в праве выбора. Производители отечественных машин, разогнавшиеся на допинге госпрограммы, должны будут вести более жёсткую борьбу за покупателя, так что закрытие программы их в каком-то смысле оздоровит. То есть рекламной компанией у них ограничиться на этот раз не получится: придётся повышать качество, осваивать новые технологии и стандарты, более тесно работать с иностранными партнерами.

Выбор возможен

Банки, услугами которых по-прежнему пользуются желающие купить авто, также поставлены сегодня в равные условия: если ранее клиент шёл в основном туда, где есть льготные субсидии, то теперь он обращает внимание на надежность банка, на его реальные возможности, на отзывы клиентов и так далее.

О том, что появятся принципиально новые виды кредитования, говорить преждевременно. Но уже существующие схемы позволяют нижегородцам покупать как дешёвые отечественные «Жигули», так и иномарки из относительно недорогой линейки.

— В целом перспективы рынка автокредитования в 2012 году мы оцениваем позитивно, — заявляет Василий Лебедев. — Удобства такой банковской услуги за последние годы оценили тысячи наших клиентов. Наш клиент — это покупатель в большей части иностранных автомобилей среднего ценового диапазона. Средняя сумма автокредита при этом составляет около 400 тысяч рублей. Хотя здесь могут быть колебания от самого минимума до самого максимума. У нас нет ограничений по сумме получаемого кредита: это может быть как очень дорогой автомобиль, так и автомобиль бюджетный. Хотя, безусловно, есть немалая часть клиентов, которые покупают и отечественную технику.

Вероника Щедрина