12-03-17

Среда обитания

Мы строили-строили…

В ноябре нижегородское метро обещают пустить в верхнюю часть города

Скульптор Зураб Церетели пообещал поставить памятник губернатору Валерию Шанцеву, если будет достроен метромост. Мост уже третий год как введён в эксплуатацию, по крайней мере, его автомобильная часть, а вагоны метро вот-вот начнут возить пассажиров из заречной части города на площадь Горького, над которой возвышается знаменитая скульптура Веры Мухиной.

Каждый провинциальный город страдает от комплекса столичности. Результат, как правило, налицо: тут — самый большой в Европе каток, там — самый удобный в мире аквапарк, где-то ещё — самое высокое здание за Уралом. Самая уверенная дорога в будущее, одним словом. Это города попроще копают землю в поисках истории, а третьи, северные, научные и прочие многоэпитетные «столицы» делают историю сейчас. Модернизация, в общем.

Но самым популярным прожектом в провинции остаётся метро. Дорого, сложно, долго. То есть все ингредиенты модернизации. Почти все разговоры о метро ведутся в том ключе, что метрополитен — это статус, это имидж города. Признак столичности. Или, скорее, призрак, блуждающий по российским городам. О конкретных городских нуждах в моменты рассуждений о статусности как-то и вспоминать неловко.

Вот и в Нижнем в начале девяностых вдруг решили, что город наш смотрит в светлое будущее. Появление в планах станции «Ярмарка» ничем, кроме безумного приступа гипертрофированного оптимизма, не объяснить. Расположен сам выставочный комплекс в непосредственной близости от станции «Московской». Так что метро уже на заре российской независимости от лучших своих земель обрело тотемический статус.

Правда, та история завершилась более чем прискорбно: проходка тоннеля закончилась, едва начавшись. И долгие годы горнопроходческий щит ржавел под площадью Ленина. При этом перегон в сторону Стрелки необходим для оборота поездов, в сторону Сормово движение сейчас осуществляется по «неправильной» левой стороне. В принципе, никаких проблем, кроме той, что с введением в эксплуатацию «Горьковской» пассажирам при пересадке нужно будет совершать лишние перемещения вверх-вниз по лестницам «Московской» (с трудом верится в то, что не работающие несколько лет эскалаторы внезапно из элемента декора превратятся в функциональный элемент).

Всё-таки появление «Горьковской» изначально выглядело куда более логичным, и начали её было строить ещё в советское время, но там всё вышло гораздо проще. Её спроектировали, но строить не стали. Так даже дешевле. Губернатор Борис Немцов распорядился убрать строительные заборы и с площадей Горького и Ленина. Памятника не достоин.

Вообще, стоит разобраться, какие ещё функции, кроме «понтокидательной» (а иначе и не скажешь), выполняет метрополитен, какими достоинствами он обладает и является ли безальтернативным вариантом как развития транспортной сети города, так и объектом траты бюджетных (весьма ограниченных) средств.

Считается, что метро — самый современный и удобный вид городского транспорта. Нижний Новгород в последнее время забетонирован многочасовыми пробками. Имея два этих исходных положения, можно сделать вывод, что метро избавит город от пробок (хотя бы части) и существенно повысит комфорт пассажиров, вынужденных пользоваться почти исключительно маршрутками.

Вечные проблемы в центре (Нижего­родский и Канавинский районы) сложно решить даже строительством развязок и путепроводов. Рельеф, старинная застройка, возрастающее количество автовладельцев. Метро на площади Горького действительно нужно задыхающемуся городу, но тут вопросов не возникает ни у кого.

Безусловно, те станции, строительство которых запланировано сейчас (это уже спроектированные «Оперый театр» и «Сенная», а также анонсированная «Стрелка») городу нужны. Как нужны, скорее всего, и потенциальные «Мещерское озеро», а также «Центр Сормова». Первые две находятся в створах крупных автомагистралей и на пересечении интенсивных транспортных потоков. Развитие Сормовско-Мещеркой линии важно, так как микрорайон Мещерское озеро зажат между Волгой и железнодорожной насыпью и больше напоминает остров. Более того, это ещё и самый густонаселённый микрорайон города. Плюс до сих пор не ясна ситуация с правильным оборотом поездов после ввода станции в верхней части города. Но вот нужно ли развивать метро дальше? Вернее, может ли это быть приоритетной задачей?

Думается, в городе есть ряд куда более существенных проблем, касающихся транспорта. Самая острая — отсутствие так называемой «дорожной связности». У крупнейших магистралей города — улиц Ванеева, Родионова, проспекта Гагарина — нет альтернативы. То есть весь транспорт сконцентрирован в городе всего на нескольких улицах, и если что-то происходит, то происшествие это фатальное. И если заваленную автомобилями Звездинку, улицу Горького или улицу Советскую можно будет миновать под землёй, то стоящую часами Удмуртскую (из-за которой заторы от Переходникова до Рябцева) никаким метро не спасёшь. Как не улучшит ­самый инновационный вид транспорта и положение вещей на улице Акимова и подъездам к Борскому мосту.

Потому что метро на Бору — это не из области фантастики, а из области расстройств психики. Но нижегородские политики (есть и такие) часто фантазируют на тему то перегона в соседний город (порядка десяти километров тоннелей глубокого заложения под Волгой), то станции в ольгинских полях или на Анкундиновке. В общем, в фантазиях всё даже слишком весело.

При этом в реальности постоянно что-то «внезапно выясняется». Сначала выяснилось, что не была закуплена автоматика для нового перегона, а теперь закупать надо и ещё стараться успеть к четвёртому ноября. Потом узналось, что левостороннее движение по Сормовской ветке таковым и останется, потому что работы нужно было начинать в 2010 году, а сейчас уже не успеть. И так далее. В общем, срок ввода первой нагорной станции может отодвинуться ещё раз.

Какие перспективы у нижегородского метрополитена? Замгубернатора Антон Аверин вот мечтает не только о станции метро «Кащенко», но и о втором метромосте. При этом отмечает, что город может позволить ввод одной станции в пять-семь лет. Есть надежда, что спроектированные в тандеме «Оперный театр» и «Сенная» всё-таки будут введены тоже разом. «Стрелка» будет необходима, если будет утверждено место строительства стадиона к Чемпионату мира по футболу. Что дальше? Станции в Сормовском направлении при таком положении вещей появятся не раньше 2025 года. В каком-то другом — и вовсе неизвестно когда. Так что станцию на Бору ожидать стоит, видимо. Если есть тяга к фантазиям.

Но стоит ли зацикливаться на этой самой столичности и статусности метрополитена? Проходка тоннелей явно дороже строительства трамвайных путей. Тем более, в Нижнем Новгороде сложный рельеф. Метро и без того глубокого заложения в нагорной части. Сколько может стоить потенциальный перегон до Печёр или стригинского аэропорта? Есть уверенность, что дороже, чем стопроцентное обновление всего состава нижегородского наземного электротраспорта. И как долго могут тянуться истории с вводом новых участков метро, если мы «Горьковскую» ждём уже почти 25 лет?

Я считаю, что внимание нужно сосредоточить не на дорогостоящем метро, а на озвученных выше проблемах. И вместо планов по прокладке тоннелей подземного транспорта, подумать, насколько он удобнее наземного. И удобнее ли вообще. Что мешает организовать движение аэроэкспресса в Нижнем? Это явно более логичный способ добраться до аэропорта. Хотя в Нижнем Новгороде туда и канатную дорогу могут провести, удивляться нечему. От катастрофы на крупных транспортных узлах спасёт не наматывание на эти узлы петель развязок, а строительство новых дорог. Пока выходит так, что вместо рассеивания транспортных потоков все меры приводят к ещё большей концентрации автомобилей и общественного транспорта в проблемных местах.

Метро — это хорошо и современно, никто не спорит. Но считать весьма ограниченные бюджетные деньги — современнее. За отказ от прожектов и переход к проектам как раз и нужно ставить памятники. А пока мы все зажаты в пробках на трёх крупных трассах и во дворах в попытке их миновать, желания обращать внимание на достопримечательности всё меньше. Кто знает — может, скоро город и вовсе встанет насовсем? Как тогда до центра Нижнего доберётся скульптор Церетели? Вряд ли он поедет на метро.

фактофон

Основные этапы развития нижегородского метро:

1975 г. — начало разработки архитектурного облика первых восьми станций Горьковского метро.

1976 г. — утверждение технического проекта строительства.

1977 г. — забита первая свая ограждения станции «Ленинская».

1985 г. — открытие первого участка первой очереди нижегородского метрополитена протяжённостью 7,8 кило­метра (6 станций Автозаводской линии).

1987 г. — ввод станций «Авто­заводская» и «Комсомольская».

1989 г. — ввод станций «Кировская» и «Парк культуры».

1993 г. — откртытие первых станций Сормовской ветки метро («Кана­винская» и «Бурнаковская»).

2002 г. — ввод станции «Буревестник».

2009 г. — ввод в эксплуатацию автомобильной части совмещённого метромоста через Оку.

4 ноября 2012 г. — запланированное открытие станции «Горьковской» Горьковско-Автозаводской линии Нижегородского метрополитена.

Алексей Лифанов