12-03-17

Общество

Противостояние

После «штурма Кремля» по завершению митинга 5 марта, прошедшего, впрочем, ненасильственно, Нижний Новгород и так выделился на общем фоне оппозиционной активности в стране. Кто был у кремлёвских ворот в тот день, помнит, как ошеломлена и подавлена была полиция. Было ясно, что в случае продолжения того же курса, власти придётся реагировать, поэтому запрет и показательный разгон 10 марта не стал неожиданностью. Однако главную роль в событиях, видимо, сыграла идея «осады» Кремля.

Незадолго до шествия 10 февраля несколько протестных активистов вышли к организаторам акции — Нижегородскому Гражданскому Совету с предложением не расходиться 10 марта после акции. Планировалось встать палаточным лагерем у стен Кремля и держать «осаду», пока власть не выполнит требования протестующих — о проведении новых выборов президента РФ. Совет поддержал эту инициативу.

Подготовка к «осаде» шла серьёзная. Первоначально идея была высказана в социальных сетях. Около половины из более 700 голосовавших в опросе с вопросом, пора ли выйти с палатками, поддержали её. Была создана специальная группа, посвящённая подготовке палаточного лагеря, где выложены подробные рекомендации участникам — от того, как следует одеваться, до способов утепления и обогрева палаток, со списком необходимого снаряжения и материалов. На личные средства инициаторов идеи было закуплено несколько комплектов снаряжения.

Сами инициаторы и исполнители «осады» делали прогнозы о том, что власть, скорее всего, не даст развернуть палатки, но куда более важным решением было хотя бы предпринять такую попытку. Просчитывались самые разные варианты, но даже для того, чтобы ­продержаться сутки у стен Кремля, было слишком много «если». Понимали это и участники, готовившиеся к самым жёстким сценариям развития событий.

***

10 марта к месту сбора — кинотеатру «Октябрь» — прибыло примерно столько же участников, как и 5 марта, — человек 300–400. Среди них были активисты самых разных организаций с символикой, много беспартийных, которые принимали активное участие в кампании «За честные выборы», в том числе в качестве наблюдателей на выборах 4 марта, студенты, пенсионеры и даже военные. Предвидя силовой разгон акции, около сотни активистов стали впереди колонны, сцепились руками и двинулись ­вперёд. Через несколько десятков метров дорогу демонстрантам перекрыли цепи ОМОНа и БСН, который ещё 5 марта находился в Москве. Демонстранты не остановились, попытавшись прорвать оцепление, но силы были не равны.

***

Сама «битва с ОМОНом», как окрестили в интернете попытку прорыва и задержания, была лишь первым эпизодом «осады», не останавливающейся более суток. Разгон шествия выглядел довольно миролюбивым «боданием» «стенка на стенку», причём участники не заметили особой агрессии со стороны ОМОНа — скорее поддержку, несмотря на необходимость бойцов выполнять приказы. Хотя отдельные сотрудники, безусловно, были не совсем адекватны, дубинки и ­слезоточивый газ, не применялись. Тем не менее, сотрудники БСН, как утверждают свидетели происходящего, избили активиста «Стратегии-31» Олега Сильверстова, который лёг под автобус для задержанных, препятствуя его отъезду. Олег был доставлен в 39‑ю больницу с тяжёлым сотрясением головного мозга. На следующий день он обратился за юридической помощью в «Комитет против пыток».

***

Сцепившихся активистов постепенно «разобрали» в три автобуса ПАЗ и повезли в отделы полиции. Большая часть из 85‑и задержанных была доставлена в ОП‑7 (бывший Советский РУВД). В актовом зале ОП‑7, где буквально «мариновали» активистов, царил самый что ни на есть настоящий дух единства и солидарности. Когда три часа, отведённые для составления протоколов, вышли и стало ясно, что к оформлению большинства задержанных полицейские даже не приступили, — люди встали и попытались выйти из актового зала. Выход им преградили сотрудники «Центра по противодействию экстремизму» ГУВД по Нижегородской области, хорошо известные по эпизоду похищения Николая Николаева после митинга 4 февраля, на котором он выступил — именно их лица видны на видеозаписи похищений, размещённой в интернете. На этот раз один из них повёл себя грубо по отношению к задержанным, начал толкаться и оскорблять их, едва не вызвав потасовку. Подоспевшие на помощь сотрудникам ЦПЭ бойцы БСН сильно толкнули правозащитника Станислава Дмитриевского, чудом не ударившегося во время падения об угол кафедры.

***

После того, как незаконные действия сотрудников полиции, фактически захвативших и удерживающих без всяких оснований участников мирного шествия, были зафиксированы многочисленными камерами, задержанные написали жалобу на имя прокурора области с требованием возбуждения уголовных дел по фактам превышения должностных полномочий и незаконного лишения свободы. Параллельно дежурный прокурор области принял несколько заявлений о происходящих в ОП‑7 беззакониях по телефону. Принять написанную жалобу, несмотря на свои обязанности, сотрудники ОП-7 отказались. В ответ некоторые задержанные отказались предоставлять свои данные и отдавать сотрудникам полиции паспорта. Сами протоколы, как и рапорты сотрудников полиции, якобы осуществлявших задержание, объяснения подставных «свидетелей» из некого ЧОП, писались по «фабуле», видимо, спущенной сверху. Объяснения свидетелей написаны «под копирку».

***

Процесс оформления документов контролировался высокими чинами из ГУВД, которые находились в ОП-7. Уже ближе к ночи один из полковников заявил участковым, оформлявшим дела, что «объяснения написаны не по той форме» и что из Нижегородского отдела полиции скоро привезут «правильные» и придется их «всю ночь переписывать». Параллельно с оформлением документов сотрудники ЦПЭ проводили «беседы» с задержанными, где интересовались их политическими взглядами и знакомствами с известными в Нижнем политактивистами. «Беседами» в ОП-5 (ОВД Нижегородского района) руководил лично начальник ЦПЭ Алексей Трифонов, пытаясь запугать активистов, в частности угрожал активистке «Другой России» Дарье Гладских, отказавшейся беседовать с оперативниками, психбольницей.

***

Информация, распространённая пресс-службой ГУВД, о том, что протоколы по «арестной» статье 19.3 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению представителя власти»), были оформлены лишь на тех активистов, кого оставили ночевать в отделах, не соответствует действительности. На подавляющее число задержанных попытались оформить протоколы и по статье 19.3 КоАП, и по статье 20.2 КоАП. Другое дело, что многим не выдавались копии, а некоторых вообще оставили без оформления, удерживая, тем не менее, на участках. Но и в ОП‑7, и в ОП‑5 оставили ночевать по 10 человек. Оставлять или нет человека в отделении, решали оперативники ЦПЭ и сотрудники ГУВД. Исходили они исключительно из «политических заслуг», а не из каких-то других побуждений. Есть подозрение, что была спущена именно количественная установка на административно задержанных, никого из сотрудников полиции не интересовало, действительно ли тот или иной задержанный совершил вменяемые правонарушения. Естественно, среди 20 человек большинством оказались известные оппозиционеры и лидеры организаций, однако некоторых оставляли ночевать только за то, что у граждан были с собой палатки. Других, более заметных активистов освободили без видимых причин.

***

Граждане содержались в небольших камерах, не предназначенных для пребывания в течение длительного времени. К ночи участникам акции 10 марта удалось передать задержанным воду и питание. Поток продуктовых передач не прекращался и в течение следующего дня. «Организацию питания» ГУВД также без всяких зазрений совести также приписало себе. Хотя единственное «казенное» питание, которое видели задержанные в ОП‑7, — это стаканчик чая и вафельный ломтик, которые выдали уже утром, перед отъездом на суд.

***

Туалет в ОП-7 находится в ужасающем состоянии, хоть в него водили и по первому требованию. На полу по щиколотку разлита вода и, чтобы пересечь лужу приходится карабкаться по трубам. Камеры оказались переполненными. В камере, рассчитанной на трёх человек, содержалось четверо, в более просторной, рассчитанной на четверых, — пятеро. Видимо, нарушения условий содержания явились причиной недопуска в ОП‑7 — впервые за всё время существования — правозащитников Игоря Каляпина и Натальи Жуковой, являющихся действующими членами Общественной наблюдательной комиссии при ФСИН по Нижегородской области. Ни в одной находящейся в самой ужасной колонии Нижегородской области таких случаев доселе не было.

оценка экспертов

Отчёт «Комитета против пыток»

В поддержку резолюции митинга 5 марта в Нижнем Новгороде

 

Мы считаем нужным заявить о массовых нарушениях закона РФ со стороны органов правопорядка в отношении граждан РФ, собравшихся 10 марта на несогласованное публичное мероприятие.

Задержанных доставили в отделы полиции № 5 и 7 Нижегородского и Советского районов города. Люди фактически стали покидать отделы полиции в районе 22–23 часов 10 марта 2012 года. Таким образом, срок задержания был превышен более чем на три часа. Многие протоколы были составлены с нарушением: время в них проставлено 17–18 часов, на самом деле отпустили задержанных намного позднее. Некоторым не были разъяснены их права. С большим трудом к задержанным были допущены их представители.

Не менее десяти человек были подвергнуты административному задержанию в соответствии с частью 2 статьи 27.5 КоАП РФ. Задержание было мотивировано тем, что лица должны предстать перед судом. КПП считает такой мотив для ограничения свободы незаконным. Административное задержание в качестве принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не может применяться, если оно не обусловлено целями, определёнными в подпункте «c» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которого законным признается задержание лица, произведённое с тем чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения. Большинство из задержанных имеют постоянное место жительства в Нижнем Новгороде, семью и не собираются уклоняться от явки в суд для разрешения вопроса об административном наказании. Многие из них ранее уже неоднократно привлекались к административной ответственности за аналогичные действия и во всех случаях добровольно являлись в суды, рассматривающие административные дела. Таким образом, оснований полагать, что в этот раз они самостоятельно не явятся, у полиции быть не могло. Следовательно, их задержание не было обусловлено необходимостью обеспечить их присутствие при рассмотрении дела об административном правонарушении. Эта позиция нашла отражение в решениях Конституционного и Верховного Судов РФ.

С целью проверки условия содержания указанных лиц члены обласной Общественной наблюдательной комиссии по (ОНК) Жукова и Каляпин попытались получить доступ в ОП, предварительно подав уведомление согласно закону. Начальники указанных отделов полиции отказались пускать членов ОНК, сославшись на прямое указание руководства, тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное статьёй 19.32 КоАП. Отметим также, что представители прокуратуры, находившиеся в отделах полиции, никаких мер прокурорского реагирования не приняли, несмотря на то, что к ним непосредственно обратились члены ОНК с устным сообщением о нарушении федерального законодательства.

В 8 часов утра 11 марта задержанных привезли к участку мировых судей на улице Рождественской. Автобусы остановились около суда, а водители заглушили двигатели. В туалет задержанных не выпускали и для проведения судебного разбирательства выводили по одному. Температура воздуха в Нижнем Новгороде составляла на то время минус 9 градусов по Цельсию. Считаем, что подобные действия сотрудников полиции составляют нарушение статьи 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части жестокого обращения.

Если 5 марта митинг прошёл без происшествий, то события 10 марта наглядно продемонстрировали, что реакция на одинаковые по своей сути публичные мероприятия у нижегородских полицейских является диаметрально противоположной.

11 марта «Комитет против пыток» направил письмо Прокурору области с требованием принять меры прокурорского реагирования, проверить законность, а также дать правовую оценку действиям сотрудников полиции по итогам публичного мероприятия 10 марта.

Пресс-служба МРОО «КПП»

дословно

Официальное сообщение

ГУ МВД по Нижегородской области

 

Граждане, задержанные 10 марта 2012 года за административные правонарушения — «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции» — ожидают решения суда. Они были задержаны сотрудниками нижегородской полиции в минувшую субботу, когда группой граждан была предпринята попытка провести публичное мероприятие, не согласованное с администрацией Нижнего Новгорода.

Сотрудники правоохранительных органов через электромегафон неоднократно оповещали людей о противоправности их действий и возможных правовых последствиях.

Участники несогласованного шествия были остановлены силами подразделений полиции. Всего в территориальные органы внутренних дел доставлено 85 человек.

В отношении 65 граждан были составлены административные протоколы по ст. 20.2 КоАП РФ — «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

После завершения процедуры составления административных протоколов данные граждане были отпущены из отделов полиции.

В отношении 20 человек были составлены административные протоколы по ст. 19.3 КоАП — «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», за которое предусматривается наказание в виде административного штрафа, либо административного ареста на срок до 15 суток. Собранные в отношении данных лиц материалы были направлены на рассмотрение Мировому судье Нижегородского района.

Всем гражданам была предоставлена возможность связаться с родственниками и сообщить о своём месте нахождения и условиях содержания. Во время пребывания в отделах полиции было организовано питание задержанных в соответствии с нормами положенности.

11 марта 2012 года к 8:00 задержанные были доставлены к зданию Нижегородского мирового суда. В период ожидания рассмотрения материалов, задержанных, размещающихся в автобусе, ещё раз обеспечили питанием. Для удовлетворения естественных потребностей они препровождаются сотрудниками полиции в туалетные комнаты в здании суда.

На 15:00 мировой судья рассмотрела материалы в отношении трёх задержанных, однако последние заявили ходатайства о присутствии на судебном разбирательстве защитников. В настоящее время задержанные ожидают их прибытия. Судья рассматривает остальные материалы.

 

Отдел информации и общественных связей ГУ МВД по Нижегородской области

По данным guvdnn.ru

Юрий Староверов