12-03-31

Культурный слой

Самый громкий концерт

На прошлой неделе в «Джембори» случился вечер пост-рока с участием двух трио — нижегородского «WhereAreYouLiam» и московского «Secrets of the Third Planet». Группы давно дружат, однако при всей схожести их эстетических манер говорят они на разных музыкальных языках. «Лаэмы» — экстраверты, они обращены к залу, у них совершенно рок-н-ролльный драйв, а «Тайны» — скорее, интроверты, их посыл направлен внутрь себя, это предельно личная и обнаженная музыка.

На официальной страничке музыканты «WhereAreYouLiam» определяют свой жанр как психоделик и экспериментальная музыка. Слова «пост-рок» я там не нашел. Помнится, композитор и гитарист Слава Адушкин мне признавался, что от этого термина он сегодня открещивается. Хотя, конечно, в свое время он слушал всех грандов пост-рока — от «Mogwai» и «Explosions in the Sky» до «65 daysofstatic» и «Tortoisе». И среди любимых его пост-роковых формаций была и главная российская пост-роковая группа «Silence Kit». На позднем этапе в ней играл Евгений Франкевич, лидер «Secrets of the Third Planet».

Почти полгода назад «WhereAre­YouLiam» представила в «Рекорде» саундтрек к немому советскому фильму «Космический рейс», и мы про эту работу писали. Ныне трио презентовало свежий сингл «Fizzy Dog». Надо сказать, я привык к тому, что за барабанами в «Лаэмах» сидит Евгений Тарасов, у которого достаточно экспрессивный стиль игры, но поговаривают, что он охладел к музыке, и теперь его место занял Константин Воробьев — барабанщик очень техничный, но долгое время игравший в тяжелых группах, — что не могло не сказаться на саунде «Лаэма». Они и раньше играли весомую музыку, но кажется, еще больше потяжелели. Вообще, по словам Алексея Скулова, арт-директора «Джембори», это был самый громкий концерт из всех, что проходили в клубе, и в первую очередь сказанное характеризует звучание «WhereAreYouLiam». Эта троица не раз на протяжении вечера взбрыкивала необузданным отчаянием, бросалась с головой в гремучее месиво звуков, выдавая мужской залихватский адреналин. Сольные запилы Адушкина, усиленные «дисторшном» и «дилеем», словно вдавивали слушателей в сидения, все были околдованы экспрессией его гитары. Я же наблюдал за энергичными действиями Воробьева, на протяжении любой композиции он многократно менял рисунок ритма, отыскивая все новые и новые решения, казалось, что играть однообразно, ему просто претит. Кстати, что приятно, несмотря на будний день, публика пришла и горячо приветствовала выступавших.

Парадигма концерта сменилась, стоило на сцену подняться москвичам. «Secrets of the Third Planet» с помощью барабанов, двух гитар и ноутбука, с которого Франкевич, запускал дополнительные музыкальные дорожки, творили альтернативную реальность. Многие вещи строились по одному сценарию: мечтательное, даже медитативное интро, следом — нарративная завязка, во время которой Евгений подходил к микрофону и что-то нежно напевал, не слишком стараясь донести смысл послания, а лишь заряжая атмосферу правильными флюидами, затем следовало экстатическое гитарное соло, вызревающее до максимального крещендо — и это не только придавало особую красоту музыке, но и приближало обязательный катарсис финала, когда ты вместе с музыкантами растворялся в волшебных звуках. Наступил момент, когда на сцене остался один Франкевич, колдующий со своими девайсами — но тут на сцену выпрыгнул Адушкин, уже разогретый парами пост-роковой ауры, надел оставленный бас и принялся цапать струны. Его почин поддержал барабанщик из публики, и получился спонтанный джем. Кода концерта шла по нарастающей — мир без границ, необъятные звуки, трепет и горение.

Такая вот штука — этот пост-рок.

Вадим Демидов