12-03-31
Политика
Скоро включат выборы мэра
Вам знаком эффект включения горячей воды после сезонного ремонта? Никто не измерял уровень эндорфинов счастья в крови граждан, но я уверен, что он зашкаливает. Сначала отняли, потом дали — что может быть слаще? Всенародные выборы мэра полезны и нужны также, как и горячая вода. Видимо, их тоже скоро включат.
Весенняя политическая мода диктует новый российский тренд — возвращение прямых выборов глав городов и отказ от института сити-менеджеров. Города, которые успели накушаться этого новшества, судя по публикация в региональных СМИ, просто ликуют. Вы помните, как потеряли МСУ?
Вообще, идея об отмене выборов мэров овладела умами губернаторов сразу после того, как их самих стали назначать в 2004 году. Тогда граждане не были готовы расстаться даже с выборами глав регионов, а ампутация права выбора мэров казалась просто невероятной. Однако уже в 2006 году в Госдуму был внесен депутатский законопроект, регулирующий местное самоуправление в столицах субъектов РФ. Его первая статья фактически отменяла МСУ и, соответственно, выборы в столицах регионов. Это вызвало волну дискуссий, можно ли встраивать в вертикаль власти местное самоуправление, суть которого противоречит задачам подобных документов. Отозван проект был только после вмешательства конгресса местных и региональных властей Совета Европы, которые озаботились исчезновением МСУ в России. Правда, это не помогло. Кто ищет, тот всегда найдет. Вот и Россия нашла единственную волшебную возможность, типа «не нарушая Конституцию РФ и Европейскую хартию местного самоуправления» отменить прямые выборы мэров. Возникшее сопротивление было сломано. Все дискуссии и протесты были списаны на активность сильных мэров, которые на правах второго медведя в одной берлоге имели конфликт с губернаторами и не обладали шансами на переизбрание на заседаниях городских парламентов. В Нижнем Новгороде ситуация была ровно такой: мэр Вадим Булавинов, имея высокий рейтинг и популярность среди народа, безусловно бы победил на прямых выборах, но проиграл политическую подковерную борьбу и сошел с арены. Народная любовь уже не котировалась как аргумент.
В прошлом году на систему, когда городским хозяйством управляет нанятый сити-менеджер при главе города, выбранный из числа депутатов, перешла почти треть российских муниципалитетов. Желание строить вертикали перешло от столиц субъектов до второстепенных городков и районов. Осиновый кол вертикали власти подействовал безотказно — местное самоуправление практически прекратило свое существование.
Потом начали пугать возвратом прямых губернаторских выборов и как следствие — мэрских. Собственно, последние — наиболее вероятные. Потому что никаких дополнительных поправок в федеральное законодательство вносить для этого не требуется — это всего лишь вопрос принятия поправок в местные уставы силами народных избранников.
Граждане должны непременно испытать прилив эндорфинов и начать разглядывать того самого, кто станет в итоге всенародно избранным. Обычно предпочтение отдается практикам — тем, кто познал сакральность трех символов МСУ — «трубы, пар, вода». Глава города как был по сути своей, так и остаётся и рассматривается просто как спикер городской думы, ибо его функционал почти повсеместно сводится к представительским функциям. И Нижний Новгород тут не исключение.
Эксперты отмечают, что у двухголовой системы есть один страшный грех, за который ее стоит отбросить на обочину истории и больше не доставать из нафталина — размытая ответственность. Город очень тонко чувствует, когда этот мячик начинают гонять друг от друга городские власти. Кто виноват, что асфальт сходит вместе со снегом, что строим по-прежнему магазины, а не детские садики, что зарубежные поездки не заканчиваются подписанием выгодных для города контрактов? Обычно город отвечает на это кучей проблем, которые заметны гражданам, мучают их и заставляют критиковать сложившуюся систему власти. Горожане уже не склонны разбираться, что работа сити-менеджера зависит от главы МСУ, который вместе с депутатами определяет вектор развития города и ждут его исполнения. Даже если вектор нарисован криво и демонстрирует полную неэффективность?
Нижний Новгород однозначно будет рад возвращению прямых выборов мэра. Правда, эксперты отмечают, что соседний Дзержинск, сумевший удержать прежний устав, не решил за это время свои ключевые проблемы. Вообще, странно было бы наблюдать решение проблем Дзержинска, сложившихся за двадцать последних лет, в течение одного года. Это как авгиевы конюшни почистить. Под силу только герою. А мэр Дзержинска вовсе не Геракл.
Я не верю, что российские губернаторы, у которых столица региона — это город-миллионник, созреют окончательно к тому, что мэр этого города — сильная фигура. С этим тяжело смириться, так как все самое вкусное в регионе — в его центре, а не по нищим селам и деревням, которым можно написать хоть сотню программ развития, а результат будет тот же.
Кстати, о программах. В городе началось создание программы развития города до 2030 года. Взял на себя этот труд, как ни странно не глава МСУ с группой депутатов, а сити-менеджер Олег Кондрашов. Кто как ни он заинтересован в том, чтобы город развивался? И он верно отметил, что ему надоели теоретические размышления, пора уже принять единственную стратегию и начинать ее воплощать. По сути, это заявка на мэрство на фоне познавательного отчета о годовых совещаниях и заседаниях второго представителя городской власти Олега Сорокина.
Стоит отметить, что воплощение каких-либо стратегий при двувластии, тягании одеяла полномочий и депутатской травле невозможно. Поэтому город будет работать над собственной стратегией развития, а возврат ему права выбирать своего мэра — по сути, пункт № 1 в этом документе.
Денис Никифоров