12-03-31

Политика

Скоро включат выборы мэра

Вам знаком эффект включения горячей воды после сезонного ремонта? Никто не измерял уровень эндорфинов счастья в крови граждан, но я уверен, что он зашкаливает. Сначала отняли, потом дали — что может быть слаще? Всенародные выборы мэра полезны и нужны также, как и горячая вода. Видимо, их тоже скоро включат.

Весенняя политическая мода диктует новый российский тренд — возвращение прямых выборов глав городов и отказ от института сити-менеджеров. Города, которые успели накушаться этого новшества, судя по публикация в региональных СМИ, просто ликуют. Вы помните, как потеряли МСУ?

Вообще, идея об отмене выборов мэров овладела умами губернаторов сразу после того, как их самих стали назначать в 2004 году. Тогда граждане не были готовы расстаться даже с выборами глав регионов, а ампутация права выбора мэров казалась просто невероятной. Однако уже в 2006 году в Госдуму был внесен депутатский законопроект, регулирующий местное самоуправление в столицах субъектов РФ. Его первая статья фактически отменяла МСУ и, соответственно, выборы в столицах регионов. Это вызвало волну дискуссий, можно ли встраивать в вертикаль власти местное самоуправление, суть которого противоречит задачам подобных документов. Отозван проект был только после вмешательства конгресса местных и региональных властей Совета Европы, ­которые озаботились ­исчезновением МСУ в России. Правда, это не помогло. Кто ищет, тот всегда найдет. Вот и Россия нашла единственную волшебную возможность, типа «не нарушая Конституцию РФ и Европейскую хартию местного самоуправления» отменить прямые выборы мэров. Возникшее сопротивление было сломано. Все дискуссии и протесты были списаны на активность сильных мэров, которые на правах второго медведя в одной берлоге имели конфликт с губернаторами и не обладали шансами на переизбрание на заседаниях городских парламентов. В Нижнем Новгороде ситуация была ровно такой: мэр Вадим Булавинов, имея высокий рейтинг и популярность среди народа, безусловно бы победил на прямых выборах, но проиграл политическую подковерную борьбу и сошел с арены. Народная любовь уже не котировалась как аргумент.

В прошлом году на систему, когда городским хозяйством управляет нанятый сити-менеджер при главе города, выбранный из числа депутатов, перешла почти треть российских муниципалитетов. Желание строить вертикали перешло от столиц субъектов до второстепенных городков и районов. Осиновый кол вертикали власти подействовал безотказно — местное самоуправление практически прекратило свое существование.

Потом начали пугать возвратом прямых губернаторских выборов и как следствие — мэрских. Собственно, последние — наиболее вероятные. Потому что никаких дополнительных поправок в федеральное законодательство вносить для этого не требуется — это всего лишь вопрос принятия поправок в местные уставы силами народных избранников.

Граждане должны непременно испытать прилив эндорфинов и начать разглядывать того самого, кто станет в итоге всенародно избранным. Обычно предпочтение отдается практикам — тем, кто познал сакральность трех символов МСУ — «трубы, пар, вода». Глава города как был по сути своей, так и остаётся и рассматривается просто как спикер городской думы, ибо его функционал почти повсеместно сводится к представительским функциям. И Нижний Новгород тут не исключение.

Эксперты отмечают, что у двухголовой системы есть один страшный грех, за который ее стоит отбросить на обочину истории и больше не доставать из нафталина — размытая ответственность. Город очень тонко чувствует, когда этот мячик начинают гонять друг от друга городские власти. Кто виноват, что асфальт сходит вместе со снегом, что строим по-прежнему магазины, а не детские садики, что зарубежные поездки не заканчиваются подписанием выгодных для города контрактов? Обычно город отвечает на это кучей проблем, которые заметны гражданам, мучают их и заставляют критиковать сложившуюся систему власти. Горожане уже не склонны разбираться, что работа сити-менеджера зависит от главы МСУ, который вместе с депутатами определяет вектор развития города и ждут его исполнения. Даже если вектор нарисован криво и демонстрирует полную неэффективность?

Нижний Новгород однозначно будет рад возвращению прямых выборов мэра. Правда, эксперты отмечают, что соседний Дзержинск, сумевший удержать ­прежний устав, не решил за это время свои ключевые проблемы. Вообще, странно было бы наблюдать решение проблем Дзержинска, сложившихся за двадцать последних лет, в течение одного года. Это как авгиевы конюшни почистить. Под силу только герою. А мэр Дзержинска вовсе не Геракл.

Я не верю, что российские губернаторы, у которых столица региона — это город-миллионник, созреют окончательно к тому, что мэр этого города — сильная фигура. С этим тяжело смириться, так как все самое вкусное в регионе — в его центре, а не по нищим селам и деревням, которым можно написать хоть сотню программ развития, а результат будет тот же.

Кстати, о программах. В городе началось создание программы развития города до 2030 года. Взял на себя этот труд, как ни странно не глава МСУ с группой депутатов, а сити-менеджер Олег Кондрашов. Кто как ни он заинтересован в том, чтобы город развивался? И он верно отметил, что ему надоели теоретические размышления, пора уже принять единственную стратегию и начинать ее воплощать. По сути, это заявка на мэрство на фоне познавательного отчета о годовых совещаниях и заседаниях второго представителя городской власти Олега Сорокина.

Стоит отметить, что воплощение каких-либо стратегий при двувластии, тягании одеяла полномочий и депутатской травле невозможно. Поэтому город будет работать над собственной стратегией развития, а возврат ему права выбирать своего мэра — по сути, пункт № 1 в этом документе.

Денис Никифоров