12-04-07

Экономика

Спящие регионы

Распеределение полномочий между центром и регионами может оказаться захватывающим политическим зрелищем

На ежегодной конференции «Пути России», которая прошла в Москве при участии Горбачёв?фонда, эксперты из нескольких ведущих университетов России попытались поставить диагноз региональной политике Москвы и одновременно спрогнозировать, как она будет выглядеть в недалёком будущем. Общие оценки были далеки от восторженных.

Причина полной лояльности региональных элит Кремлю, особенно ярко проявившейся во время двух последних избирательных кампаний, состоит в целой серии механизмов контроля, разработанных федеральным центром. Это и тотальный надзор за финансами субъектов федерации, и предоставление бонусов для наиболее успешных из них, и «полицейское патрулирование» регионов федеральными чиновниками, которых в регионах стало уже больше, чем чиновников региональных. Центр прекрасно понимает, что при нынешней бюджетной системе наказать за финансовые нарушения можно любого губернатора или мэра. Впрочем, Москва пытается «ловить момент» и использовать любые другие возможности для усиления вертикального подчинения: так, после широкой публичной огласки, которые получили вопиющие случаи полицейского беспредела в Татарстане, Москва переподчинила себе МВД этой республики, лишив её руководство ещё одного атрибута властных полномочий. Станут ли граждане в результате этого более гарантированы от рукоприкладства правоохранительных органов — это очень большой вопрос.

Но цена за желание контролировать всё и вся оказалась слишком высокой. Во-первых, региональное развитие превратилось в повсеместную эксплуатацию государственных ресурсов, а не к ­поиску ресурсов для инноваций внутри регионов. Во-вторых, законсервированная Владимиром Путиным система вертикальной субординации сохранила способность реагировать только на массовые акции протеста — способов внутренней самокорректировки в ней просто нет. В-третьих, региональные элиты демонстрируют все признаки политической деградации. По сути, они превратились в трагикомические фигуры, которые используются прокремлёвскими «говорящими головами» для того, чтобы спихнуть на кого-то ответственность за массовые нарушения на выборах: мол, на местах «перегибы», никаких указаний сверху, чистой воды «местная инициатива».

Ощущение такое, что регионы просто спят и не имеют собственных политических стратегий. Но именно эта «спящая провинция», которая часто консервирует социальную архаику и отнюдь не является оплотом модернизации, и стала важнейшим элементом предвыборной стилистики власти. Вспоминаются сценки из предвыборных времён с брутальным рабочим, предлагающих Путину «разобраться по-мужски» с оппозицией, с катанием Дмитрия Медведева на комбайне и т.д.

В этих условиях переход на выборность губернаторов при сохранении в их руках минимальных полномочий не решит ни одну из глубинных проблем федерализма. Более оптимистические оценки прозвучали в отношении идеи формирования региональных или трансрегиональных партий, но пока она носит умозрительный характер.

Согласно другому оптимистичному прогнозу, региональные элиты в недалёкой перспективе смогут начать торг с Москвой по поводу разграничения полномочий. Однако в отсутствие финансов способность регионов о чём-то торговаться будут минимальной. Что, впрочем, скорее заботит политологов, а не губернаторов.

Андрей Макарычев