12-04-07
Культурный слой
Весна в костюме «Прада»
[Павелъ Пиковскiй] band. «Семь кругов», 2012
То, что делает Пиковский, — это бардовская песня, которая оторвалась от костров, покорения гор и геологоразведок — и стала филармонической, в неё пришли выпускники музыкальных училищ. И Павел отходит от канона, выработанного еще в семидесятых, ровно на тот шаг, который нужно сделать, чтобы не выглядеть старомодным, но и не уйти слишком далеко, чтобы не потерять из вида ориентир. На альбоме нет чрезмерно плотного звука, в целом это спокойная и мечтательная пластинка с романсами и теплыми боссановами.
Бэнд использовал весь спектр акустики — от фортепиано и двенадцатиструнки до скрипки и виолончели, ах да, есть банджо и кларнет. Выходит этакий синтез акустического андеграунда и профессионального аранжировочного искусства. Звучание ансамбля часто напоминает то, как звучал в прошлом веке «Аквариум» или как сегодня звучит «Ума Турман». При этом главным на записи все равно остается голос — баритонистый, задушевный, иногда срывающийся в теплый фальцет, он прекрасно передает чувство светлой грусти, ощущение праздника жизни.
Пиковский-поэт достаточно тонкий, разносторонний и думающий. Нет, у него не модный стих, икрящийся неологизмами и англицизмами, не сбивающийся в лесенки. Автор любит и чувствует мейнстрим, его темы и лексика взяты из века двадцатого. «Я рассеянный и память плохая, у меня в кармане ноль, как и за окном, я люблю, когда поют, не стихая, мой для этого стоит дом. Одеялом белым зима по небу, одинокий мальчишка бредет по снегу, довольствуясь вьюгой и светлым льдом, в мире лучше места нет, чем свой дом…»
И если вдруг слышишь из динамика: «Пляшет по улице босая весна, рулит по городу в костюме Прада…», то слегка вскидываешь бровь, изумляясь. Кажется, что «Прада» — не из поэтической кухни Пиковского. Но его музыка тут же гармонизирует этот легкий диссонанс. Вообще, Павла легко и радостно цитировать — он зачастую афористичен: «Жизнь — это лишь вокзал, а смерть — это лишь перрон». Или: «На маленькой войне сезон больших потерь». А ведь афористичность — признак поэзии.
Два года назад я уже сетовал Павлу, что его саунд «слишком как у всех». Подумав, он ответил, что «настоящее свое начнется после двадцати пяти, как у большинства композиторов». Значит, имеется у автора два года в запасе, и хочется, чтобы надежды сбылись. Впрочем, новый стиль уже мерещится в замечательном номере «Дурак» — со вдумчивым интро на акустической гитаре и совершенно рок-н-ролльно-психоделической кодой, где слышен хороший дисторшн. Текст в «Дураке» такой уютный: «Весна поет псалмы, как Элла Фицджеральд, и в черном голосе ее не слышно ни мелизмов, ни нот. Мы вышли из тюрьмы с названием февраль, но нас с тобой никто не ждет за гранью деревянных ворот…»
Вижу, что Павел Пиковский вырастает в большого автора-исполнителя. Большие залы — дело ближайшего времени, «сарафанные» соцсети ему в помощь.
Вадим Демидов