12-04-17
Экономика
Будет ли новая метла мести по заветам старой?
Власти города хотят править стратегически
В мэрии Нижнего Новгорода обещают, что до сентября текущего года будет разработана стратегия развития города до 2030 года. Какой должна быть данная стратегия и нужна ли она вообще? Мнения экспертов на этот счет разошлись кардинально.
По словам депутата Городской думы Нижнего Новгорода Дениса Москвина, в России сегодня насчитывается 12 городов-миллионников, между которыми развернулась своеобразная маркетинговая война за лидерство. Нижний Новгород на фоне других крупных российских городов смотрится не самым лучшим образом. Достаточно сказать, что из всех миллионников собственной стратегии развития нет только у нашего города. Зато в этом ряду Нижний Новгород занимает первое место по количеству умерших жителей в 2011-м году. Г-н Москвин полагает, что «если мы будем депопулироваться теми же темпами, что и сегодня, можем вообще когда-нибудь потерять статус города-миллионника». Политолог Роман Абмарцумян сообщил, что с девяностых годов провалилось аж 16 попыток выработать стратегию развития Нижнего Новгорода. Депутат Законодательного собрания Нижегородской области Владислав Егоров убеждён, что говорить о выработке серьёзной стратегии развития мегаполиса в условиях формирования бюджета Нижнего Новгорода по остаточному принципу по меньшей мере несерьёзно. Предприниматель Павел Солодкий полагает, что сегодня в первую очередь нужно выносить заводы и фабрики за пределы Нижнего Новгорода, поскольку по этому пути идут все современные мегаполисы в мире, но этот вопрос больше других городских проблем упирается в деньги.
А теперь позвольте озвучить скромные мысли вашего покорного слуги относительно возможной стратегии развития города. На мой взгляд, главная проблема в городе — это транспорт. Именно от транспортной составляющей и нужно плясать при составлении стратегии развития Нижнего. Как известно, в 2018 году Нижний Новгород примет матчи чемпионата мира по футболу. Другими словами, краткосрочная стратегия у города уже существует, и ничего другого здесь придумывать не надо. Все развитие города должно быть подчинено этой глобальной цели — и транспорт, и строительство, и культурная политика. С выработкой стратегии развития до 2030 года всё сложнее. Где гарантия, что через 5 или 10 лет мэр Нижнего (кто бы им ни был) станет в обязательном порядке придерживаться выработанной стратегии? Неужели этот документ будет прописан как обязательный к исполнению для чиновников всех мастей и рангов? У нас уже есть негативный опыт. В 1999 году в Нижнем Новгороде был принят генеральный план развития города. Принят на 20 лет. Однако в 2005 году в регионе появился новый губернатор со своим видением градостроительных проблем Нижнего. И генеральный план снова стали переделывать (это называлось «актуализировать»). Каждый новый чиновник, который будет управлять Нижним, скорее всего, будет иметь собственное видение развития города. Таким образом, все написанные стратегии рискуют остаться всего-навсего памятниками своему времени, нереализованными мечтами. И это не проблема только Нижнего — это проблема всей страны. С приходом новых людей во власть приоритеты развития неизбежно меняются — в большей или в меньшей степени. Как изменить эту карму, я не знаю. Возможно, стратегические планы можно будет закрепить как документ, обязательный для исполнения всеми последующими поколениями. Однако озвученный пример с генеральным планом Нижнего Новгорода показывает, что данный вариант не панацея от сохранения избранной якобы раз и навсегда линии развития мегаполиса.
Сергей Анисимов