12-04-17

Культурный слой

Трудности награждения

Нерушимые механизмы «Премьер сезона» начинают расшатываться

Областной традиционный и прочее театральный фестиваль «Премьеры сезона», руку к которому ежегодно прикладывают минкультуры региона и Нижегородское отделение СТД, в околотеатральных кругах называют «Шедевры сезона». Дело в том, что определённое количество лет назад организаторы фестиваля, что все его участники обязаны получить хоть какой-нибудь приз. Подал заявку на участие — считай, включен в список подлежащих награждению. Что за награда, дело, как говорится, десятое, но все сёстры при серьгах, и мехнизм долгие годы работал без сбоев. Земля же держится на трёх слонах или китах — в зависимости от интерпретации. Нет, некоторые журналисты, отдельные критики и театральные деятели возмущались таким бессеребренничеством в деле раздачи наград, но руководители НРО СТД держались нерушимо, как театральная система Станиславского.

И вдруг в этом году «Премьеры марта» вздрогнули, как еврозона, почувствовавшая финансовую несостоятельность Греции. В очередной раз у руководителей отделения спросили: «А если в спектакле отмечать нечего, потому что удачи, если и случились, то в других спектаклях других театров, — как быть?» Бикфордов шнур затлел, и впервые «Премьеры сезона» в итогах своих ­проигнорировали несколько театров Нижнего и его окрестностей. Это вызвало брожение в умах, причём ещё и до объявления результатов фестиваля. Надо сказать, что жюри в «Премьерах сезона» обсуждает каждый спектакль афиши вместе с его участниками или даже всей труппой театра. Вот и в этот раз собрались в ТЮЗе уважаемые члены жюри, актёры, чтобы услышать разбор, пообсуждать только сыгранный спектакль «Амилькар», да не тут-то было. Оказывается, постановщик Владимир Симакин не рекомендовал никакой публичности: мол, посмотрели спектакль и довольно, все по домам, как говорится в одном итальянском фильме. Хотя если спектакль нельзя обсуждать публично и, как пишут в газетах и говорят на ТВ, вместе с авторитетным жюри, то зачем вообще выдвигать его на участие в каком бы то ни было фестивале? Объяснений нет. Но можно догадываться, что здесь вместо объяснений сплошные обиды. Иной спектакль посмотрят, обсудят, а призов каких-нибудь могут и не дать. Ущемление свобод углядеть можно в чём угодно. А здесь и подавно.

Более того, есть же перспектива. Лет пятнадцать прошло, пока не додумались беспризовое участие в фестивале «Премьеры сезона». Возможно, вскоре последуют другие важные шаги. Например, кто-то догадается, что в сезоне у одного театра может оказаться целых две (даже три!) удачи, а у другого — ни одной. У одного театра могут случиться удачные актёрские работы в двух спектаклях. А сейчас выдвигать на просмотр и участие можно только один. Это же какая морока, разбираться во всей этой запутанности. Лучше не надо. То ли дело, когда схема проста и незатейлива: спектакль выдвинут, обозрет (проанализирован значит), а всё остальное — нюансы. Да, но призы в этом году раздали не всем.

Вероника Щедрина