12-04-20

Культурный слой

«Лозунги старого мира выговорены до брешей»

Эмилия Новрузова

Большим городам

Шесть утра. Этот город мог бы

уже и проснуться.

Но на его улицах всё ещё валяется сон.

И дома, лениво растущие

из горизонта,

Так похоже мертвы, и почти

дурным тоном

Было бы упрекать те спокойные окна,

За которыми свет гаснет уже в 23.

Нет, не года. Часа. И уставшее солнце

Не пытается сделать из искры огни

Мегаполиса.

 

Стационарным больным

с болезненным взглядом

Слишком просто стать жертвой

и заслуженно требовать

К себе уважения и себе же награду

За убогую смелость признать в себе

немощность.

Бесприютным же психам место

меж хипстеров

Или мечущих страхи талантливых

странников,

В этом городе сонном слишком

страшно не выспаться,

Здесь углы сплошь прямые,

А идеи все раненые.

 

Беспокойные взгляды

под ровными мыслями

Разрушают формат

и симметрию выбора.

И на кухнях поют всё так же

осмысленно

Песню про то, что каждый день —

это выстрел.

На улице главной лёд весной

символичен.

Но мерзлоты больше вечной не будет.

Возьмите, я сдам вам свой личный

маузер.

И пули вот здесь — на голубом блюде.

 

Большим городам — свободные мысли.

Свободным людям — шире

проспекты.

Мосты не помогут,

Откройте окна.

Вдохните воздух —

он недостаточно едкий,

Чтобы быть правдой.

Время

Признаки старого мира

Разбросаны в мире столь новом.

Руины, идеи, кумиры

Пытаются выжить под кровом

Вечного небосвода,

Который меняться не станет.

Время. Тоже. Стареет.

Молодость. Также. Растает.

Лозунги старого мира

Выговорены до брешей,

Выкрикивали их кумиры —

Текущей эпохи и прежней.

Их постулаты в руинах,

Гравировки, скрижали, плакаты.

Время. Неслышно. Стареет.

Солнце. Всё ближе. К закату.

 

События старого мира

Запомнились слишком надолго.

Участие в них кумиров

Не повод для чувства долга.

Комплекс вины разумен,

Если вину докажут.

Время. Прошло. Без тОлку.

Люди. Идеи. Бодяжут.

 

Призраки старого мира

Лавируют меж идей новых.

Люди ломают кумиров.

Не ищут других — готовы

К спасительным переменам.

Когда небосвод устанет.

Время. Вдруг. Постареет.

Воля. Тихо. Растает.

 

Руины старого мира

Для нового служат фоном.

Люди всё же лепят кумиров,

На удивление новых.

Небо стабильно над нами

Вместе с моральным законом.

Время. Меняет. Рамки.

Молодость. Выносит. За скобки.

Осень

1

Уравнения моих пальцев

Непривычно решать, я знаю.

И в глазах — несколько неизвестных.

А в шагах — асимметрия, пусть.

 

Разложила б по полкам книги,

По цветам разлила бы краски,

И повесила б карту мира,

Чтобы знать, где запасный путь.

Упорядочить жизнь — разрешаю.

Зачеркнуть слово «смерть» —

если можно,

Я сама только что не летаю —

Ветром сносит в другие миры.

 

Ты же видишь, я без пристани

будто,

Словно нет самой тихой бухты,

Я брожу одиноким юнгой,

А корабль мой на мели.

 

2

Пятна лиц человеческой формы

Размывает кислотная осень,

А я всё так же считаю нормой

Навязывать миру мир.

Номера моих разочарований

Не достигли двузначных значений.

Вырезаю из сознания

Один за другим щиты.

 

Закрываю глаза на взгляды.

Широко раскрываю — на жесты.

Жмурюсь от яркого счастья

И не умею носить очки.

 

Я повседневная пацифистка.

На лбу жирным шрифтом — мысли.

А обычно прочтённые книги

Сжигают. В осеннем костре.

 

3

Отберите у меня город —

Не хочу показаться брошенной.

В глазах других осенний холод,

А меня бьёт мелкая дрожь.

Ни на улицах, ни на проспектах

Этой осенью открытий подлости

Не могу найти утешение.

 

Оставьте меня в одиночестве —

Слишком сильно привыкшую

к общности.

Вы отдельно, а я поделена —

На фрагменты и части. В точности

Нарисую таблицу жизни:

Два столбца в ней — «я» и «они».

Даже без указания чисел.

Гуманитарная у меня жизнь.

***

Какой безупречный романтизм

В воздушном облаке из искренних

заблуждений,

Аудитория вызывала на бис

Идеалами прошлого тени.

А я рассчитала всё по слогам —

Каждый вычитанный кусочек мира,

Разнесла по кривым углам

Составные части кумиров.

Но непорядок — по стенам дома

разбросаны свет и тень.

Мой дом — не мой, и знакомо

Здесь всё,

Кроме построенных кем-то стен.

Из окна доносится гул.

Шаманские пляски.

Сентябрь.

От безветрия и прохлады

Скоро родится осень.

***

Он по привычке курил

в трамвайном депо,

В кольце из городских рельс.

В его неуютной квартире

Ему почти что хватило

Трёх метров для open space.

Он построил плотину

В болотной тине

Из забываемых рож и лиц

И спасался так мило

Не бегством — заплывом

На дистанции из снежных крыш.

И тихая улица скромных витрин,

Без сборищ подъездных

и временнЫх мин —

Согласитесь, идеальный фон

Для человека без имени.

Город

1

Эта осень меня убила вроде.

Я скитаюсь по комнатам и площадям.

В Нижнем улицы как мелодии.

Я спрячусь в доме под нотой ля.

Я хочу стать частью трезвучия.

Пусть мой город сыграет мною аккорд.

Мне в басовом ключе уютнее.

Я хочу на вторую роль.

 

2

Серокаменный антураж,

Бетонногрязный мой постамент —

Я напрасно входила в раж,

Оформляя на раж патент.

 

Эти памятники — другим.

Основания у них — есть.

Я напрасно читала стихи

Тем, кто их не хотел прочесть.

 

Эти ноты не для меня.

Эти песни уже не мои.

Я напрасно пела себя

Тем, кто мог и не слышать их,

Мои песни.

 

Этот город мне не родной.

Не по духу, но по давности лет.

Но я в нём чувствую себя живой.

Вряд ли это напрасно, нет.

био де факто

Эмилия НОВРУЗОВА

Родилась в 1985 году в Баку. Окончила НГЛУ им. Н.А. Добролюбова по специальности «журналист-международник». Лауреат нескольких именных журналистских стипендий и конкурсов. Шеф-редактор «Новой» в Нижнем», публицист. Участник нескольких литературных объединений, культуртрегер — организатор поэтических и музыкальных мероприятий.

Автор и исполнитель. Солистка psychedelic-blues band «Chicken Hope».