12-04-20

Общество

Миф о Равшане и Джамшуте

И его последующее разоблачение

Вот уже пятый раз нижегородская Высшая школа экономики собрала круглый стол для обсуждения проблем мигрантов. На уходящей неделе эксперты, среди которых были и представители национально-культурных автономий, и чиновники, и журналисты, говорили о том, насколько мифы общественного сознания — взять хотя бы образы Равшана и Джумшута — соответствуют реальности. Покровы с мифов были-таки сорваны, а правда лишилась некоторых предметов гардероба. Однако, по всей видимости, ещё не скоро миф о Равшане и Джамшуте перекочует из общественного сознания в литературу жанра фэнтези.

Фото Павла Огурцова, НИУ ВШЭ-Нижний Новгород

Сознание масс

Для затравки разговора принимающая сторона в лице Натальи Гронской, замдиректора НИУ ВШЭ по научной работе и международной деятельности, познакомила участников с результатами он-лайн голосования в некой соцсети. В опросе, помимо учащихся нижегородской «вышки», присоединились студенты педа, инъяза и университета Лобачевского.

От вопроса к вопросу около двух третей всех участников голосования проявляли поразительное единодушие. То отвечая, что «не чувствуют себя в безопасности, находясь в окружении людей разных национальностей», то соглашаясь с тем, что «в результате миграции русские потеряют свою культурную идентичность», или с тем, что «мигранты не должны выставлять напоказ свои традиции и обряды» и «чтобы люди, приезжающие к нам жить, были похожи на нас». Кстати, большинство студентов высказались за то, чтобы трудовые мигранты обязательно сдавали экзамен по русскому языку. Хотя для людей, приезжающих сюда работать, при здравом рассуждении, это и не обязательно. Достаточно, чтобы язык знали их руководители.

Но это детали. Главное — другое. Студенты — хотя и молодые, но люди образованные и социально активные. А потому их мнение отражает реальное положение дел. (Даже несмотря на то это не был соцопрос, составленный по всем правилам.) Правда, дела существуют не в действительности, а в общественном сознании.

А мигрант кто?

После оглашения результатов голосования участники круглого стола попытались выяснить, кто такой мигрант в массовом сознании. Сказано было много и по делу. Но я выскажу своё личное мнение.

Опираясь на результаты опроса и здравый смысл, мигрант в массовом сознании — это в первую очередь тот, кто резко отличается от нас, местных, внешним видом, языком и поведением. Тот, кто вырос в другой культурной среде.

Стопроцентные мигранты — это выходцы из стран бывшего СССР, скорее всего, из Средней Азии. Интересно, что мы, как правило, нелегко идентифицируем европейца (если он не генетический африканец, конечно), к примеру, на улицах Нижнего. До того момента, как слышим его речь, мы можем не понять, что перед нами американец, француз или финн. Эти граждане не очень отличаются от нас внешне. И мы, согласитесь, не считаем их мигрантами, а говорим о них — «иностранцы». А уж украинцев и белорусов мы вообще держим за своих. Хотя юридически все перечисленные — мигранты и приехали в Нижний Новгород работать. Первые — на стройке, вторые — в институте, третьи — ещё где-то.

Причина в том, что в массовом сознании слово мигрант потеряло своё изначальное значение. Мигрант — это уже не тот, кто пересёк границу и сменил на какое-то время или навсегда своё место жительства. Нет, теперь мигрант — это тот, кто приехал работать к нам из ближнего зарубежья, устроился на стройку или дворником, живет в каком-нибудь подвале и получает по нашим меркам гроши. Но все равно больше, чем он мог бы зарабатывать у себя на родине. Мигрант странно одевается, а завтракает, обедает и ужинает исключительно китайской лапшой быстрого приготовления. Такой вот странный человек. Ну а все остальные — не мигранты, они просто иностранцы.

«Опасный» мигрант

Человеку свойственно опасаться того, кто отличается от него внешностью, языком и поведением. И в этом смысле не только студенты не чувствуют себя в безопасности, попав в непривычное для себя окружение. Однако, как говорит статистика нижегородской полиции, то, что мигранты — сплошь и рядом преступники — очередной миф.

Как рассказал начальник отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних УМВД России по Нижнему Новгороду Сергей Чилибанов, на мигрантов сейчас приходится 0,73 процента уголовных преступлений. Оно и понятно: люди приезжают деньги зарабатывать, зачем им проблемы с полицией?

Разумеется, оговорился полицейский, это статистика по легальным мигрантам. По нелегалам статистики нет, на то они и нелегалы. Даже если они совершают преступления, то делают всё, чтобы их скрыть. Особенно, если в результате все живы и здоровы.

Большая часть преступлений приходится на кражи. Например, ноутбука или денег в студенческом общежитии. Ну, или случай, когда полиция задержала гражданина США за кражу продуктов на 1700 рублей в одном из нижегородских супермаркетов. Равшан с Джумшутом, как известно, могут взять только яйца Судьбы. Да и то случайно.

Во всем виноваты СМИ

Разумеется, участники круглого стола сошлись во мнении, что образ мигранта формируется, прежде всего, средствами массовой информации. Поэтому и большинство претензий надо бы предъявлять к ним.

На что получили возражение одного из коллег-журналистов. Он резонно парировал, что образ мигранта не высосан из пальца, а рождён самой жизнью. И если криминальная сводка гласит, что мигрант из такой-то страны совершил изнасилование или произошла пьяная драка с поножовщиной, в которой участвовали представители определенной диаспоры, — СМИ так и напишут.

Другой коллега уверен, что мифы, транслируемые СМИ, — всего лишь часть проблемы коммуникаций между мигрантами и обществом, в котором они живут. Первые не очень активно говорят о себе, а вторые не очень-то и интересуются первыми. В результате в СМИ не хватает позитивных материалов о мигрантах.

Завкафедрой прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ-Нижний Новгород Валерий Зусман отметил, что «неумение интересно писать о хорошем — это не проблема только российских СМИ, а общая проблема журналистики» — как у нас, так и за рубежом. И был прав.

Нужны ли родине мигранты?

Объективно экономике России нужны мигранты. По результатам опроса «ОПОРу России», около 30% предпринимателей, у которых в компаниях работают мигранты, уверены, что российские граждане ни при каких условиях не смогут их заменить. А около 20% работодателей условием замены мигрантов нашими соотечественниками вообще назвали невыполнимое — употреблять меньше алкогольных напитков.

Экономисты утверждают, что привлечению мигрантов способствует так называемое старение российского населения, а также некоторые метафизические причины, не поддающиеся логическому объяснению. Все говорят, что мигранты устраиваются в большинстве своём на низкоквалифицированную работу. Между тем, на 1 апреля 2012 года в Нижегородской области на бирже состоит 16100 человек, 87% этих людей — низкоквалифицированный персонал. Но они на работу устраиваться не спешат, а спешат мигранты. В 2011 году в Нижегородской области было выдано около 9000 патентов на работу иностранным гражданам.

В плену мифов

Участники круглого стола сошлись во мнении, что все проблемы мигрантов — это проблемы нашего государства, точнее — сегодняшней власти. Государство никак не может внятно сформулировать свою позицию в сфере миграционной политике. Не ответив на центральные вопросы: нуждается ли Россия в мигрантах как факторе экономики и какие мигранты нам нужны, граждане так и не сформулируют свою личную позицию по поводу мигрантов. А значит, останутся в плену мифов. Как сказал Видади Аббасов, председатель местной национально-культурной автономии азербайджанцев в Нижнем Новгороде, «пока государство не наведет порядок в миграционной политике, так и будет продолжаться этот бардак».

Его утверждение подтверждают результаты опроса, проведённого в Нижегородской области, несколько вопросов которого касались отношений жителей региона к мигрантам.

Из 1500 респондентов около 50% опрошенных скорее положительно относятся к проживанию мигрантов. Не чувствуют враждебность со стороны граждан других государств около 75% наших земляков. При этом парадоксальным образом скорее поддерживают лозунг «Россия для русских» 57% опрошенных нижегородцев. И как эти взаимоисключащие вещи уживаются в массовом сознании — загадка.

Алексей Серебренников