12-04-20

Экономика

По принципу зебры

Год назад в муниципальном предприятии «Швейцария» сменилось руководство. Когда с этой должности убирали бывшего директора парка, процесс сопровождался жёсткими комментариями. Озвучиваемыми публично. Но есть ощущение, что уже пришла пора проанализировать деятельность нынешнего руководства.

«Тигру не докладывают мяса»

Экс-директор парка Михаил Митю­рин отработал на этом посту более 15 лет. Парк, конечно, развивался, но процесс шёл неравномерно. Где-то до 2008 года движение было поступательным. Пик — застой. Так что решение главы администрации города сменить директора «Швейцарии» понять можно. Но видимо, надежды, возложенные на новое руководство, не оправдались.

Нам, обывателям, кажется, что новый директор — Сергей Колесов — должен был профессионально руководить вверенным ему хозяйством. А Колесов пытался доказать, что МП нежизнеспособно, подготавливал хозяйство к переходу в ООО и убеждал депутатов Гордумы, что это надо сделать быстрее. Искал инвестора. Но это ведь не столько дело директора МП, сколько функционал администрации города.

Митюрина убирали за то, что он сосредоточился на работе кафешек. А разве при Колесове ситуация изменилась? У центрального входа в парк в районе улицы Медицинской раньше было 11 кафе — сейчас их уже 16. В чём необходимость сосредоточения такого большого количества кафе и торговых точек в парке? Это лишь один из эпизодов, попавших в зону внимания «Новой» в Нижнем».

По решению депутатов Городской думы проводилась проверка Счётной палатой МП «Швейцария». Но если результаты этой проверки будут удовлетворительными, никакого сюрприза в этом не будет. Хотелось бы, впрочем, чтобы, Контрольно-счётная палата Нижнего Новгорода выяснила, правда ли, что в МП ведётся работа по снижению балансовой стоимости имущества, чтобы в дальнейшем созданное ООО купило его за копейки. Впрочем, понятно, что муниципальное у нас обычно стоит 0 рублей 0 копеек.

Как бы то ни было, происходящее в парке за последний год — даже если надеть розовые очки и посмотреть на процесс сквозь них — трудно назвать развитием. Скоро, думается, и животные в зоопарке заголосят нечеловеческими голосами о том, что им не докладывают мяса.

За последний год мы не видим в «Швейцарии» системной работы по благоустройству. Ходят слухи, что чуть ли не половина работников из службы благоустройства парка уволилась. В том числе и из-за задержек не столь высоких зарплат. Создаётся впечатление, что парк и финансовое состояние МП специально доводятся до того состояния, когда все уже смогут махнуть рукой и согласиться на любой вариант — ООО или ОАО.

Работать в отсутствие инвестора

Нам всегда говорили, что ООО — это не самоцель, а инструмент для привлечения инвесторов. За последние годы мы многократно слышали крики об их приближении. Администрация в радостном танце встречала очередной мешок с деньгами. А кто-то вопил об этом с ужасом. Как министр обороны США Форрестол, выбрасываясь из окна с криком «Русские идут!»

В 2009 году был широко разрекламирован инвестор с красивым названием «Парк Девелопмент», который собирался вложить в парк 4 млрд долларов. Под него был подготовлен полный пакет документов, в том числе и проект планировки и межевания парковой зоны «Швейцария» и прилегающей территории по проспекту Гагарина в Приокском районе. Чего только этим проектом не было предусмотрено? От устройства горнолыжного подъемника со спусками до транспортной системы внутри парка, от минигольфа до зоны водных аттракционов, пристани для яхт. Вдруг всё это затихло. Чуть позже появились слухи, что ещё появились инвесторы, один из которых близок к коммерческим структурам депутата Законодательного собрания Нижегородской области Сергей Зуденкова, который собирался вложить 400 млн рублей. Последний вариант, который озвучивался в СМИ, — это «Автобан» Агаси Алексяна. И вот, похоже, этот инвестор тоже «отваливается»? Говорили, что он хотел строить аквапарк на прилегающей к стадиону «Чемпион» территории. Но якобы в действительности тут было нечто более похожее на торговый центр с названием «Аквапарк». Это не пройдет. А ведь планы у «Автобана» были весьма серьёзные. Наверное, с парковкой автомобилей на месте зоопарка.

Стоит ли торопиться с созданием ООО? Директору «Швейцарии» Колесову надо бы заняться работой. Но ставку сделали на «шашлычные». Самый простой путь. Стоило для этого выписывать менеджеров из Москвы, которые сотрудничали с парком «Сокольники»

Слышали, что инвестора обещали найти к 2011 году. Сейчас апрель 2012 года. Инвестора, как мы уверены, нет и в помине. И когда нас потревожит очередной вопль «Инвестор идет!» — неизвестно. Основная цель всех инвесторов, если подвести итог наблюдений за событиями последних лет, — возведение капитальных сооружений на территории парков, типа молодёжно-развлекательных центров и аквапарков, как уже было с «Дубками» и сейчас происходит в автозаводском парке. Так стоит ли торопиться с созданием ООО? Может быть, директору Колесову надо засучить рукава и заняться работой? Но ведь легче всего для увеличения доходов делать ставку опять на «шашлычные». Это самый простой путь. Стоило ли для этого выписывать менеджеров из Москвы, которые сотрудничали с парком «Сокольники»?

Администрация на содержание парка денег не выделяет, так что эти траты неизбежно компенсируются за счёт коммерческой деятельности и арендаторов. А ставка в процессе развития парка, очевидно, делается на шашлычные. В итоге получается следующее. В парк неизбежно тянется публика, нацеленная не на то, чтобы культурно отдохнуть, а исключительно ради того, чтобы выпить и закусить. Это создаёт проблемы для всех горожан — тут нередко «отдыхают» нетрезвые граждане. Большинство нижегородцев совсем не так представляют себе культурный отдых.

К слову. Продажа крепких спиртных напитков в парках запрещена.

Ресурсы для развития есть

Понятно, что помимо критики нужна позитивная программа действий, которую почему-то так и не предложили ни городским властям, ни нижегородцам новые руководители МП «Швейцария». Они только жалуются на отсутствие роста доходов и долги, сразу декларируя необходимость создания ООО и ОАО.

Зоопарку нужны дополнительные средства, чтобы тот начал давать дополнительные доходы. От шашлычек и торговых точек парк ежегодно получает 6–8 млн рублей. Но почему же, несмотря на большую арендную плату и большую конкуренцию, их количество ежегодно растёт? Значит это выгодно. А если это выгодно, то почему МП «Швейцария» само не занимается организацией общепита.

Надо отметить, что большинство горожан кровно заинтересованы в развитии парка, его благоустройстве, создании инфраструктуры. От этого зависит количество посетителей. Создаётся впечатление, что нынешнее руководство парка во главе с Колесовым даже этого не понимают. Они просто просят себе ООО или ОАО. Руководство утверждает, что в настоящее время деятельность МП убыточна, поскольку это неоптимальная организационно-правовая форма.

В настоящее время решение о реорганизации МП «Швейцария» депутатами городского парламента не принято.

Виктор Деменев