12-04-20

Культурный слой

Политическая ориентация — против всех!

Buzz Fiction — это нижегородский панк-квартет с пятилетней историей. Недавно он выпустил альбом «Есть что сказать», в котором вы найдёте песни с такими названиями, как «Разбей свою голову», «Голос подземки», «Поколение» и «Путь самурая». Группа сердитая. Я бы их с «Люменом» и FPG сравнил, особенно в той части альбома, где песни с социальной озабоченностью. Чувствуется, для ребят текст не менее важен, чем мотив. Но схожесть с вышеперечисленными группами вокалист группы Александр Пушменков отмёл уже в начале разговора.

— «FPG» и «Люмен» — неожиданные параллели… Они не являются законодателями или родоначальниками каких-либо стилей, в основе их звучания — западные корни, поэтому делают вывод о схожести наших музыкальных вкусов. Для меня ориентирами являются западные исполнители — Hollywood Undead, Sum 41, Nine Inch Nails, Iron Maiden, Ozzy Osbourne. Из наших панк-групп мне гораздо ближе «Гражданская оборона».

— Я ощущаю вашу сердитость, но не всегда понимаю, что попадает в ваш прицел. Не понимаю, против чего боретесь. Возьм`м программную песню «Поколение». Ты поёшь, что «здесь ничего не будет, это не по плечу моему поколению, нам слишком важно чужое мнение, мы не находим места для мечты…» А что, собственно, не по плечу-то? И что плохого в том, чтобы быть в курсе чужого мнения?

— Говорю о том, что у нас «не осталось в душе места для мечты» — победил цинизм и пофигизм. О том, что чужое мнение зачастую гораздо важнее собственного, и о том, что такая внутренняя установка убивает любое развитие. Но все приняли эти правила игры — так всем удобней. Поэтому ничто новое и ничто смелое нам не по плечу. Сточились зубы у старых бунтарей, а у новых не прорезались.

— Разве сточились? Социальные песни такие старые команды, как «Телевизор» и «Аквариум», продолжают сочинять, а зубы у Нойза МС и «Барто» давно прорезались.

— Насчет Нойза МС согласен. А вот «Барто» мне совершенно непонятны. Социальная тема у «Аквариума» далеко не определяющая в творчестве. Борзыкин за 25 лет хотя и не изменил своим взглядам, но порядком поистратил энергии. Кто ещё? Длинного списка не получилось.

 

До предела вверх и до предела вниз,

От городских небоскрёбов

до мелких брызг,

Сквозь шум и гам суматохи

Сердца чеканят нервно шум эпохи…

Поколение ломает стены.

 

— В обществе накал страстей после выборов ещё не улегся. Но из ваших песен трудно определить, каким политическим силам сочувствуете, а каких сторонитесь. Всё как-то размыто…

— Моя политическая ориентация — против всех. Мне бы очень хотелось увидеть внятную политическую силу, никак не связанную с бизнесом. Вместе с тем считаю, что много проблем в обществе возникает по вине простых людей, из-за неуважительного отношения друг к другу.

— Сейчас в связи с принятием нового закона о партиях, уже более ста новых политических платформ подали заявки в Минюст, — в том числе, Пиратская партия России, Партия любви, монархисты… Даже партия секс-меньшинств. Кто тебя устраивает?

— Закон о партиях не оправдает ожиданий внесистемной оппозиции. И никак не отразится на реальной борьбе за власть. В моём понимании, власти должны заботиться о людях, работать в интересах граждан–налогоплательщиков вне зависимости от своих политических пристрастий. Нужна профессиональная команда политиков с внятной программой развития страны минимум на двадцать лет вперёд, с желанием работать, менять страну к лучшему и развиваться самим посредством этих перемен. Также нужна система гражданского контроля за этой командой. Я пока не вижу такой политической силы.

— Власть с желанием работать и менять страну к лучшему? Если мы говорим о России, то это, видимо, власть каких-то роботов должна быть.

— Да, а смена политического строя должна будет заключаться в простой перезагрузке операционных систем. Накопились разные системные ошибки, сбои…

— Многие панк-группы бросились группу «Кино» перепевать. У FPG даже несколько каверов Цоя. И вы на альбоме записали песню «Перемен». Можешь объяснить зачем?

— Группа «Кино» у меня в плеере никогда не играла. Просто по духу эта песня — моя и моего времени. Я её так слышу и так её хочу исполнять. Люди на концертах тоже её с удовольствием слушают, а вслед за ней мы всегда играем наше «Поколение». Получается концептуальный блок.

— Вы хотели нечто новое в цоевскую песню привнести? Какие-то смыслы добавить? Ведь если не добавлять смыслы — зачем делать кавер…

— Я не хотел тягаться с оригиналом или добавлять новые смыслы. В песне и так всё очень конкретно и красноречиво. Желание меняться — главный двигатель общественного прогресса. Каждому из нас нужно уметь меняться к лучшему и быть к этому готовым, иначе тупик. Сегодня мы и уперлись в тупик. С другой стороны, как ещё можно сейчас услышать песни Цоя со сцены? Уверен, Цой не был бы против.

— Панк как стиль совсем дедушкин — более 35 лет прошло с тех пор, как он появился. Но панк-группы появляются вновь и вновь? Этому есть объяснение?

— Панк-рок — самая самобытная форма рок-н-ролла. И наиболее честная — как по энергетике, так и по подаче. Со слов отца-основателя «Sex Pistols» Малкольма Макларена, панк задумывался как некий художественный акт, а музыка в нём была не основной составляющей, а лишь одним из элементов большого действа. Действа провокационного, яркого, дерзкого и обязательно критично настроенного к существующей действительности и поэтому притягательного. Панк и сегодня должен пониматься гораздо шире. Это часть современного авангардного искусства; он присутствует и в живописи, и в литературе, и в кинематографе. Вот и мы стараемся создавать художественные формы в том же ключе, но своими средствами.

— При прослушивании меня несколько напрягало, что запись несколько пластиковая. Это издержки бюджетной студии?

— Мы сейчас пишем четвёртый альбом и параллельно готовим акустическую программу. В условиях большого количества идей и ограниченности бюджета девяносто процентов материала готовится нами дома. Таков современный подход. Но результат от этого не страдает. И нас он полностью устраивает.

Вадим Демидов