12-05-04

Культурный слой

Ностальгические игры стареющих детей

С проектом «Авангардикус Психоделикус» из города Павлово я познакомился совсем недавно, хотя родился он в далеком 1994-м. За последние два года было записано не менее пяти альбомов. Называются они довольно забавно: «Пролетая под над крышею», «Бэлла Лоле!», «Культ Уры и Отдыха!», «Некримзон Кинг», «Lepilding». И, кажется, останавливаться никто не собирается. Сами про себя музыканты говорят так: «Мы — псевдомузыкальный проект, ориентированный на отрицание всевозможных общепринятых норм исполнительства, с крайне наплевательским отношением к качеству собственного звукоизвлечения и уместности выбираемого материала». В реале слышно, что играть они за прошедшие годы научились неплохо, но любят придуриваться, больше обращая внимание на концепт, чем на сочинение внятных песен. В ход идет все — и блюз, и рок, и 24-й каприс Паганини, и всяческий нойз. Я бы назвал их творчество примитивным авангардом, сами же павловчане считают, что играют «сри-джаз». Впрочем, я не сомневаюсь, что родись «Авангардикус Психоделикус» в столице, была бы у них и солидная фан-база, и куча концертов, но живут они в Павлово, и это да, судьба.

Лидеров в группе двое, и у обоих много имен. Одного зовут Владимир (он же Вова Булкин, Вольдемир Пургениев, Румяный), второго — Олег (Телик, Террорайзер, пТер-О-Дактер). В середине девяностых любимым местом сборищ юных павловчан являлся Дворец пионеров, в кружке духовой и народной музыки имелась какая-никакая аппаратура, и можно было вдоволь «пошуметь». Тут ребята с завидным энтузиазмом учились дудеть на всяких валторнах, кларнетах и геликонах, а по ночам под вывеской «CHARON productions» записали множественные магнитоальбомы. Причем звучала там музыка различная — от бардовской песни и новой волны до гранжа и дэдкора. Играли одни и те же люди — но в самых причудливых сочетаниях. К примеру, барабанщик становился вокалистом, а басист играл на ксилофоне. Тогда же впервые был явлен миру и собственно «Авангардикус Психоделикус». Участники проекта вспоминают, что в ту пору на них влияла группа King Crimson. Жаль, что альбом тот считается утраченным. Затем последовала пауза, но два года назад Олег и Владимир встряхнулись от летаргии — и принялись наверстывать упущенное.

 

— Владимир, формально у вас звучит полный бэнд — и бас, и гитары, и живые барабаны. При этом в треках много различных изменений — ритмических, темповых. Но чувствуется, что все записано спонтанно. Репетируете ли вы перед тем, как нажать на клавишу «Rec»?

— Еще в девяностые появилась привычка начинать проекты именно с записи альбомов — не больше и не меньше. По ходу сочинялись гармонии, риффы и рефрены — и, обильно сдобренное импровизациями и экспериментами, это фиксировалось на пленку. Песня могла состоять из одного-единственного слова и при этом звучать минут двадцать. Полученную запись мы тут же раздаривали, требуя от слушателей подробных мнений и оценок. «Родился новый хит!» — гордо кричали мы, стоило двум разным людям отметить одну и ту же вещь сколько-нибудь положительно. Такой метод для нас актуален и поныне. Конечно, опыта и возможностей за эти годы прибавилось, но по большому счету все это ностальгические игры стареющих детей.

— Как термин «сри-джаз» придумался?

— В наивно-доисторические времена любая наша попытка извлечь из инструментов что-нибудь незаквадраченно-безфузовое, обозначалась как «взлабнем-ка джазцу». Тогда любили мы всяческие «Сепультуры» и прочие «Каннибал Корпсы» — а всё остальное считалось либо «попцой», либо «джазцой». А приставка «сри» красноречиво указывает на степень зловонности наших творческих потуг (смеется).

— Обычно в подобных проектах упор делается на тексты. А у вас музыкальная составляющая, кажется, важнее.

— Все это некий стеб, утрированный постмодернизм, пьяная медитация, попытка избавиться от дурных вибраций путем их фиксации в звукописи и тому подобное веселье. Что же касается текстов — то в большинстве своем это давние полузабытые заготовочки-сиротки, что не жалко отдать на растерзание. Многое из звучащего в альбомах в сущности и является той самой репетицией, черновиком, из которого при соответствующей доработке и должна получится окончательная песня. Мы думали о записи именно песенных творений в более цивильных аранжировках, ведь иногда хочется показать эдакую свою «не лыком шитость».

— По-моему, вы должны любить такие старенькие команды, как «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе» или «НОМ»…

— Из наиболее очевидно повлиявших на нас стоит, пожалуй, отметить группу «Не Ждали» (и вообще творчество Леонида Сойбельмана), Петра Мамонова, «Аукцыон», летовский «Коммунизм», тот же «Н.О.М.», некоторое количество «Аквариума» и Гришковца, а также «Поп-Механику» как соблазнительный образец некоего сценического бедлама, увы, пока недостижимого для нас в силу отсутствия под рукой необходимого количества подходящего народа. Ну и «Нюанс» — мой наилюбимейший коллектив в русском роке.

— Как вам живется в Павлово? Выступаете ли? Удалось ли создать вокруг себя круг единомышленников-поклонников?

— Выступление в Павлове пока состоялось лишь единожды — и весьма курьезное! В крохотном музыкальном магазинчике в прошлом году случился фестивалец, не без претензии названный II-м фестивалем гитарного искусства. И гитарные герои района, являющиеся одновременно и единственными слушателями самих себя, с удивлением взирали на «Авангардикус», к гитарности ни малейшего отношения вроде бы не имеющий. Сбренькали-стренькали пару-тройку каких-то бедламизмов — и за подобный подвиг получили грамоту.

— Всего лишь «сбренькали»… За что же тогда грамота?

— Сами были в огромной растерянности! Может, мы не настолько неудобоваримы, как бы нам того хотелось? Будем работать над собой. По окончании сейшна происходило и вовсе небывалое — подходили явно расположенные к нам люди и приглашали выступить в каких-то барах. Чуть ли не автографы брали. «Вот он, некоторый произведенный фурорец!» — смутно подумалось быстро пьянеющему «Психоделикусу».

— Неужели был всего один концерт?

— У нас с Олегом имеется обширная совместная деятельность вне «Авангардикуса». Например, группа «Диплодокус» — относительно традиционный рок-коллектив, до сих пор время от времени выступающий. Известен он в Павлове благодаря «нирванообразной» песенке «Звонкий птичий крик». Но это уже совсем другая история…

— Вопрос об обещанном песенном альбоме с цивильными аранжировками. А вдруг не получится? Ведь делать форматно — как раз самое сложное в музыке.

— В нашем случае мне это представляется не таким уж сложным — нужно просто отбросить все излишества и по возможности сделать строгое лицо. В крайнем случае, записать «подгитарную» акустику — чтобы можно было расслышать, о чём там все-таки поется. Не героический, но вполне приемлемый выход.

— Где и как вы распространяете свои альбомы?

— В сети. Не представляю себе человека, способного добровольно выложить свои кровные за наши официальные издания. Отклики — в основном сочувственно-положительные. Дескать, эка ребяток расколбасило. Но ругают нас на удивление мало — видно, с чувством юмора у людей все в порядке. В ближайших планах — доукомплектовать состав недостающими музыкантами, подготовить программу и, что называется, дать всем «проспаться». В чем в чем, а с идеями у нас не было недостатка никогда.

Вадим Демидов