12-05-04

Политика

Птица-феникс или мертвый лев?

Нижегородцы еще не забыли своего последнего всенародно избранного мэра Вадима Булавинова. Интересно, будет ли он принимать участие в выборах, если те будут проходить по прежней схеме?

Виктор ДЕМЕНЕВ: На одном из заседаний комиссий Городской думы Нижнего Новгорода было наложено негласное табу на упоминание имени мэра Вадима Булавинова. Депутаты было начали говорить о продвигаемом экс-мэром законопроекте об управляющих компаниях. После чего выяснилось, что некоторые чиновники из администрации города общались с Булавиновым по поводу этого законопроекта, а может быть, и по другим поводам тоже. Причём сам Булавинов наверняка интересуется ситуацией в городе. А сейчас ещё и проявляет всяческую активность в СМИ. С чего бы это?

Юлия СУХОНИНА: Ну как… Он является депутатом Государственной Думы, бывшим руководителем города, причем весьма популярным в годы своей работы. Поэтому его присутствие в информационном поле объяснимо. Или пришло время удивляться, что обитатели Охотного ряда подают о себе вести? Некоторые зарываются в ил сразу после выборов и лежат там до следующей кампании, чтобы явиться на праймериз, чтобы рассказать, как брызги летели от их работы.

В.Д.: А я отмечу, что Вадим Булавинов еще и находится под информационным прессом. За последнее время около него взорвали несколько информационных бомб, значит, оппоненты не дремлют.

Ю.С.: Значит, кто-то реально опасается мертвого льва, тычет его палочкой.

В.Д.: Даже историю с разбившимся вертолетом пытались связать с именем бывшего мэра. Мол, это его дорогостоящая покупка не долетела до владельца и разбилась вместе с пилотом. Булавинова пытались отправить в Дзержинск руководить городским хозяйством. Назначение федеральным инспектором по Нижегородской области Владимира Колчина охарактеризовали как возрождение из пепла «булавиновцев», а народу дескать нужны новые люди. Упоминались уголовные дела по Заречному рынку и по Гладышеву с Грибовым с намеками, что Булавинов не мог быть вне этого.

Ю.С.: Так и хочется спросить, можно ли проработать восемь лет на посту мэра города-миллионника и не попасть ни в одну историю, не стать фигурантом слухов? Наверное, надо быть святым. Да и святых иногда тоже побивали камнями, и вообще житие многих было печальным. Мэры точно не тянут на святых. И при профессиональном формальном подходе любого из них можно утопить в уголовных делах, похлопотав о назначении реального срока. Нарушений в текущей деятельности всегда было и будет достаточно при всех противоречиях и нестыковках в законодательстве. А учитывая карательный характер всей правоохранительной и судебной машины, можно сделать прямой вывод, что и напрягаться-то особо не надо. Главное — вбросить. Правда, отмечу, что в отношении Булавинова этот сценарий в производство уже не запустили. Видимо, он «все правильно сделал», то есть договорился.

А вот от политических угроз оппонентам хочется подстраховаться. Всенародные выборы мэра? Да надо-то всего лишь плебсу в уши вбросить очередную историю, как Булавинов солнце украл. По этой же причине и держат под прицелом всю бывшую булавиновскую команду, вне зависимости от того, где и кто сейчас оказался. Некоторые СМИ пишут невообразимые небылицы о том же Сергее Гладышеве, который уже чуть ли в бегах и якобы ищет политического убежища за рубежом. А на самом деле он ежедневно на работу пешком ходит. Я его вижу на пешеходном переходе на площади Минина практически ежедневно. Поэтому речь скорее о том, чтобы продемонстрировать — если что, будет о чем рассказать и показать. Впрочем, Булавинов настолько стрелянный воробей, что его трудно удивить.

В.Д.: Есть ощущение, что кто-то мониторит деятельность экс-мэра и работает на понижение его акций. Не исключено, что непосредственным сигналом к атаке стала попытка Вадима Булавинова выступить на митинге оппозиции по поводу нечестных выборов в Госдуму-2011.

Ю.С.: Это скорее тема для анекдота, а не для информационной травли.

В.Д.: Тогда давайте вернемся к тому, что на самом деле произошло. Еще свежи в памяти события октября 2010 года, когда кандидатура Булавинова рассматривалась на пост главы города и спикера Гордумы в одном лице. Но сейчас говорят, что он сам после 10 октября 2010 года дезавуировал согласованные договоренности по тандему «Булавинов–Кондрашов». Иначе именно Булавинов бы был главой города. И только после его демарша началась работа по формированию большинства под Сорокина. Это означает, что Булавинов все-таки не хотел работать с Кондрашовым. А еще это значит, что потенциально Булавинову могут быть интересны только всенародные выборы мэра, когда восстановится одноглавая система управления. Тандемы ему неинтересны.

Ю.С.: Еще неизвестно, в каком виде всенародные выборы вернутся на муниципальный уровень. Если разрешат выбирать главу администрации, но оставят море функционала главе города, то Булавинов так и останется фигурантом историй про оппозиционные митинги, упавшие вертолеты и городское хозяйство Дзержинска. Вряд ли ему будет интересна всенародно избранная, но усеченная должность.

В.Д.: Единственный рациональный для Булавинова повод идти на выборы — снести Сорокина, взять реванш. Остальное — вхождение в одну и ту же реку. Летом 2010 года на праймериз «Единой России» Булавинов искал прямого столкновения с Сорокиным. Только в результате переговоров в Москве их развели в разные стороны. Если появится очередная возможность битвы, Булавинов поучаствует в выборах. Иначе я его на муниципальных выборах не вижу. Хотя можно пойти и окольным путем, чтобы добраться до личного врага. Всенародно избраться сити-менеджером Нижнего Новгорода и потом, обработав депутатов, отправить Сорокина в отставку с поста главы города. Но это будет долгий и сложный процесс.

Ю.С.: Вот тогда точно борьба будет не на жизнь. Возможно, будут посадки. Обе фигуры имеют немалый шлейф из историй, которые могут оказаться интересными не только для доморощенных Пуаро. Правда, я тоже не думаю, что подобный сценарий вообще возникнет. Он действительно труден и долог. Пока один будет собираться на выборы, второй уже раздавит его. Булавинов — опытный политик. Я вообще сомневаюсь, что ему нужно мэрство. Я неоднократно отмечала, что он вырос из мэрских штанишек.

В.Д.: Я уверен, что Булавинов не хотел и не хочет стать мэром. Другое дело, что когда он избирался, он хотел освоить это ремесло. С моей точки зрения Булавинов хочет стать губернатором Нижегородской области. Я не знаю, как он рассуждал. Но Борис Немцов, младший научный сотрудник, стал губернатором. А почему у него не получится? Он что, хуже Ходырева или Склярова?

Ю.С.: Поддерживаю. Креслице депутата Госдумы ему скучно, мэрское — низко, а губернаторское — в самый интерес.

В.Д.: Ему важно понять, с каких позиций договариваться об этом с Москвой — с позиции сити-менеджера или депутата Госдумы? Мне кажется, что лучше ждать в тихой гавани Охотного ряда. Во-первых, там намного безопаснее. Во-вторых, авторитет власти и «ЕР» продолжает падать. А в Госдуме он как бы и не при власти непосредственной, хотя вот на оппозиционном митинге его освистали. А можно выиграть городские выборы и увязнуть в городском хозяйстве. И даже не выйти на старт губернаторской кампании.

Ю.С.: Откат с тихого Охотного ряда обратно к нижегородским теплотрассам, трубам, кранам и жилфонду — это как шаг назад. Реальное хозяйство всегда обещает реальные проблемы, а с таким багажом вести выборную кампанию не с руки. Он будет произносить стратегические речи, а ему закричат из зала, что в доме № 7 по улице такой-то батареи не греют. Ну, согласитесь, это как-то неправильно.

В.Д.: А мне еще интересно, каким будет губернатором Булавинов. Потенциально он мог бы стать самым жестким губернатором Нижегородской области. Населению это, может быть, и понравилось бы. А вот элите точно нет. Поэтому Булавинову будут мешать, даже если он замахнется на губернаторский пост в 2015 году.

Ю.С.: Губернатор с мэрским опытом в родном регионе — уникальное явление. В эпоху демократического разгула Нижнему Новгороду повезло попробовать, что это такое. Такой фигурой был Иван Скляров, у которого на губернаторском посту не было ни политической свободы, ни жесткости. Какая начинка в конфете «Булавинов-губернатор» мы узнаем только, когда ее раскусим. Хотя понятно, что став губернаторами, бывшие мэры уже не видят городских проблем, они выходят на региональный уровень, и областной центр вновь остается в загоне.

Жесткость Вадима Евгеньевича будет обусловлена только его личными лидерскими качествами. Его и командным игроком можно было назвать с большим натягом. Так как вся команда у него умещалась за спиной, и ее не было видно. Ну а нахождение у городского руля фигуры Олега Сорокина только распаляла бы его. Опасности для элиты я в Булавинове не вижу. В конце концов, ему не придет в голову сказать, что у нас элиты нет, а потому, мол, назначаем в элиты врачей и учителей. Ну а с кем он начнет сводить счеты, так пусть помнят, как спящих львов принимать за мертвых и палочкой их тыкать.

Виктор ДЕМЕНЕВ, Юлия СУХОНИНА