12-05-18

Культурный слой

Группа фатального романтизма

О группе «Black Jack» я впервые прочитал на странице Дмитрия Смирнова, неустанного культуртрегера акустических фестивалей в «Джем-престиже». Как раз на сцене апрельской «Акустики» Black Jack праздновал свой первый день рождения. В постфестивальных заметках Смирнов отмечает, что материал у «Блэк Джека» всегда был отличный, а тут неожиданно прорезалось «пинкфлойдовское» влияние. Прекрасно, если группа так развивается — однако если судить по выложенным в сети трекам группы, «Пинк Флойд» там не ночевал: пока это самый мейнстримовый бард-рок. То есть поющий гитарист Роман Мочалов и три его единомышленника исполняют возвышенные баллады, и лексический ряд в песнях Романа весьма романтический: река, звезды, свет, любовь.

— Роман, почему такое банальное название выбрали? Групп с именем Black Jack масса…

— А вы играли в «блэк джек»? Никогда не знаешь, чем игра закончится. Испугался рисковать — «недобор», излишне самоуверенно пошел на риск — «перебор», потому приходится играть аккуратно, грамотно оценивая свои карты. Я не боюсь, что наше название банально, наша музыка предназначена для тех, кто умеет слышать скрытое. И лозунг очень прост: «Живи, играя, но играй на максимум!»

— Если перенести правила карточной игры на музыку, что есть «недобор» и что есть «перебор»?

— Ну, если, например, перегнуть палку с барабанами или, скажем, с соло-гитарой — будет каша. Песня — это постоянная мыслительная работа нескольких человек. Наша песня «Весна» на концертах играется больше десяти минут, и это не кажется перебором, ведь музыка как нельзя лучше передает то, что мы не можем сказать словами. А «Простое волшебство» длится всего три минуты, но по-другому ее сыграть невозможно.

— У вас на «стене» сообщества Вконтакте висит эпиграф из Егора Летова: «Человек воспитанный играет так, как он воспитан. А мы — люди невоспитанные и можем и джаз играть, и рок, и панк». Он важная для тебя фигура?

— Важная. Эпиграф говорит о том, что мы не зацикливаемся на конкретной стилистике, а играем то, что нам в кайф.

— Пока я слышу бард-рок. Так не было задумано?

— Что такое бард-рок? Спокойная медленная музыка, сыгранная на акустических инструментах, плюс к этому клавиши и бас. Но если мы добавим на гитару перегруз, изменим звук клавишей и усложним барабанный ритм, то получим уже нечто большее. К примеру, пост-рок, арт-рок, софт-рок… Проект Black Jack экспериментальный, и чем больше отклонений от стандартов, тем интереснее. За год работы мы создали около двадцати композиций — а что будет дальше, покажет время.

— Какая музыка влияет на тебя и на твоих музыкантов?

— Не столько музыка, сколько сама жизнь. А если я начну перечислять что у меня в плеере, то не хватит и дня, чтобы закончить список. Чарли Паркер, Pink Floyd, Queen, Kiss, Стинг, De-Phazz, Mika, «Несчастный Случай», Tequilajazzz, «Торба-на-круче» — и это даже не десятая часть того, что я слушаю. Музыка — неотъемлемая часть моей жизни, и мне все равно, на чем я играю, пою или нет, я просто хочу творить. Без музыки очень некомфортно себя чувствую.

— Black Jack — первый твой коллектив?

— Пел какие-то каверы на квартирниках, но это все не то… Играл в нескольких командах — «Объект», Top Place,?— но все они распались. Правда, уже успели возродиться, но это не мое. А Black Jack родился спонтанно, на выплеске «а давайте!» Песни я недавно стал сочинять, хотя стихи пишу лет с семи, наверное. Сейчас ищем клавишника, и скажу, это очень не просто: есть хорошие музыканты, но они слишком «заучены», что ли… И есть хорошие люди, но музыканты из них никакие.

— Что такое «заучены»?

— Импровизация для них просто слово, слишком по правилам играют. А ведь намного интереснее, если музыкант просто чувствует музыку, и пусть даже он будет каждый раз играть по-разному, зато так не сыграет ни один человек с музыкальным образованием.

— Но разве импровизация не строится по тем же самым музыкальным правилам?

— В настоящем творчестве, на мой взгляд, нет правил — ни музыкальных, ни каких бы то ни было. Возьмем меня — я не знаю даже половины нот, которые играю.

— Ты, кажется, этим гордишься…

— Я не сказал, что горжусь. Обвинить меня в безграмотности можно, но я компенсирую это своим слухом и фантазией, а это дорогого стоит. Возможно, все могло происходить быстрее, но мне некуда торопиться, я иду уверенными шагами и развиваюсь с каждой репетицией — ставлю вокал, ищу интересное звучание и делаю это с полной отдачей.

— Сегодня страна кипит от недовольства властью, выборами, силовыми структурами. Нет ли желания высказаться о таких вещах в песнях?

— Нет, это как-то неправильно. Моя цель в музыке — разжечь чувства печали, любви, тоски, радости, но никак не ненависти. Зачем? Не хочу призывать людей к новой революции. Я же даю слушателю фатальный романтизм, и вижу, как мои слова глотают, глотают жадно и страстно.

— Но ты как-то проявляешь свою гражданскую позицию?

— Нет ни времени, ни желания. Работаю в четырех местах, учусь, получая второе высшее, занимаюсь музыкой. Пусть те, кому скучно и не интересно жить, копаются в этом, а мне интереснее то, что делаю я.

Вадим Демидов