12-05-18
Общество
После праздника
Есть множество примет, свидетельствующих о моральном здоровье общества: это и отношение к старикам и молодежи по известной формуле «Молодым везде у нас дорога, старикам всегда у нас — почет», и уважительное отношение к истории собственного государства и её лидерам, как бы ни расценивали их отдельные личности за рубежом и внутри страны, это и поддержка и развитие многонациональной и самобытной культуры, это и сохранение природных богатств, и многое другое. Особенно важны мелочи, ведь, как известно, для здоровья не бывает мелочей.
О фронтовиках, ветеранах Великой Отечественной войны, особый разговор. Их немного, доживших до мая 2012 года. Надо помнить, что самым «юным» ветеранам, официально призванным в армию и побывавшим под пулями, уже более 85 лет. Редко, кто в современной России доживает до таких почтенных лет. Да, ветераны под присмотром федерального правительства. У них высокая, достойная пенсия. Не имеющим собственного жилья предоставляется оное. Раз в год положена бесплатная путевка в местный санаторий, для совсем слабых инвалидов выделяется сопровождающий за счет государства. Сам президент присылает поздравление за факсимильной подписью к празднику Победы.
А как местная власть благодарит своих защитников, ныне престарелых?
Теща моя, младший лейтенант медицинской службы, с 16 августа 1942 года участница боев за Сталинград, в составах Юго-Западного, 3?го Украинского, 1?го Белорусского дошла до Берлина. Награждена орденом «Красной Звезды», медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Это я перечислил только боевые награды, к которым добавились ещё несколько уже послевоенных. На день Победы я с удовольствием разглядываю ордена, медали и благодарности Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина с алыми знаменами и девизом «Мы в битвах решаем судьбу поколений, мы к славе отчизну свою поведем!» Уже этим вниманием я доставляю удовольствие тещё. И невольно думаю: «Они-то вели к славе нашу отчизну, а мы? Как мы помним о них и о славе Отчизны?»
В этом году теща, не выходящая из дома, так и не дождалась к празднику Победы письменных поздравлений ни от губернатора, ни от городского головы
В этом году с памятью местной власти случилось несчастье: она заболела равнодушием. В этом году теща, не выходящая из дома по старости и состоянию здоровья, так и не дождалась к празднику Победы письменных поздравлений ни от губернатора, ни от городского головы, ни от совета ветеранов, что были ранее. Видимо, они сочли, что поздравления от президента достаточно. От Сормовской администрации 8 мая прибежала запыхавшаяся представительница и вручила коробку конфет «Красный Октябрь» за 100 рублей. И хоть бы цветочек какой-нибудь, пусть был бы он маленький, а не аленький, но всё же цветочек. Ведь независимо от возраста женщина всегда остается женщиной. Поздравлять женщину с любым праздником без цветов, это, это… даже не знаю, с чем бы сравнить…
После войны теща 35 лет проработала в одной из поликлиник Сормовского райздрава. Эта самая поликлиника вручала ей на День Победы очень интересные подарки: пару мотков бинта, пачку ваты, хирургические перчатки (?) и ещё какую-то мелочь, которую удавалось сберечь (уворовать?) от поставок фонда медицинского страхования. В этом году даже этого не было (сказали, денег нет). А ведь моя теща — единственный живой фронтовик, работавший в этой поликлинике. Могла ли главный врач организовать сбор средств (по 10 рублей, не более), чтобы вместо бинтов подарить фронтовику живые цветы и внимание?
Пока же я обеспечиваю ей внимание и с уважением листаю орденскую книжку и другие наградные документы. Вчитываюсь в извлечения из «Общего положения об орденах Союза ССР (утвержденных постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 7 мая 1936 года) и чешу в затылке. Как мало я знаю о недавнем прошлом своей страны. Оказывается, награжденные любым орденом СССР имели право бесплатного проезда по ж/д и водным путям один раз в год, стаж работы для получения пенсии сокращался на одну треть. Награжденные освобождались от уплаты подоходного налога, семье после смерти награжденного начислялась пенсия, а сами они при жизни имели право на бесплатный проезд «в трамваях всех городских железных дорог». Видимо, имелось в виду строящееся в Москве метро.
— Неужели это все было? — спрашиваю я, показывая на выписку.
— Было, Палыч, было,?— эхом отзывается теща,?— до 1953 года было.
Помолчав, добавляет:
— Ты бы, Палыч, прописал где-нибудь о беспамятстве властей наших.
Вот я и прописываю, выполняя поручение фронтовички, не раз жертвовавшей жизнью ради процветания тех, кто ездит на «Мерседесах», летает на Багамы, Карибы и Антилы, но кто жалеет 100 рублей на цветы. А ведь на медалях, ещё царских, выбивалась такая надпись: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Чтобы помнили: все под Богом ходим!
Михаил Чижов