12-05-25

Экономика

Короткие информзамыкания

На прошлой неделе тихое мшистое информационное болотце региона озарилось искрами информационной войны между двумя энергетическими компаниями. Якобы сошлись в бою МРСК, в грудь которой осиновый кол забил сам Владимир Владимирович, и Нижегородская сбытовая компания, которая по недоразумению стала еще и контрольной серебряной пулей для сетевиков.

Нижегородское сообщество вообще заметно приуныло за последние годы — сидит в тоске на болотной кочке, как та васнецовская Аленушка. Политический мир насажден железной рукой губернатора, а корпоративный находится в том же тренде всеобщей тишины. Отдельные топ-менеджеры, удлинив свои должности статусами депутатов регионального парламента, уже начали бронзоветь и не только от тропического солнышка зарубежных командировок. Некоторые возомнили себя священными коровами, а информационное поле вокруг них оказалось прочно забетонированным. Об этих персонажах, видимо, как о покойных, — либо хорошо, либо никак. Так и появляются сказочные представители элиты, которые питаются радугой, перерабатывая ее, видимо, в бабочек. Поэтому не приходится удивляться, что как только на болоте подняли свои перископы две энергетические компании — МРСК и НСК, сообщество вздрогнуло от восторга и теперь сидит на болотной кочке уже с попкорном.

Между тем, доставать попкорн надо было еще до нового 2012 года, когда Путин, будучи еще премьером, озвучил некрасивые схемы в работе МРСК, назвал имена отличившихся, а также попросил правоохранителей начать проверку их энергичной деятельности. Такой разгром эксперты сравнивали с критикой в адрес «Мечела». Структуру сочли бесполезной надстройкой, подлежащей если не сносу, то глубинному реформированию. Тем, кто жил с пунктиком в голове «Я электрический генерал!», стало не по себе.

Вся проблема в том, что повелители проводов и розеток всегда играли немаловажные роли в региональной политике. Их золотой век пришелся на времена полпреда президента в ПФО Сергея Кириенко. Энергетики имели сильнейшее лобби, гнули в дугу несчастных промышленников, а заодно региональный парламент и представительные органы пониже рангом. Сейчас эти харизматики в Москве. Воспоминания об этом, далекие и смутные, как древнегреческие сказания об утраченной навсегда Атлантиде, очень волнуют мозг нынешних повелителей проводов. У них, видимо, начинается замыкание на тему, что тот славный поезд еще не ушел и можно прыгнуть в последний вагон. И прыгают, больно стукаясь головой о рельсы.

Времена всемогущества прошли, пора успокоиться и научиться открывать двери верхними конечностями. Хотя бы потому, что сегодня за спиной говорят о том, что в лучшем случае ждет пыльный чулан истории, а в худшем — такое же тесное помещение в структуре компетентного ведомства. А дальше все идет по накатанной: логично, что кое-какие дела начинают всплывать на поверхность, так как суть их не тонет. Героям этих дел становится не сухо и не комфортно.

Так появилась информация о том, что МРСК может увеличить платежи для садоводов и церквей. Ну и правда, почему нет? Садоводы не прописаны, как правило, в своих скворечниках на шести сотках, в храмах тоже нет постоянно проживающих. И те, и другие могут при остром желании даже зарабатывать на этих активах. Почему бы любителям садов и молитв не начать платить нормально? Раза так в два дороже. Поймите, энергетика — это тоже бизнес. Поэтому топ-менеджменту будет хорошо, даже если старушки будут ложиться спать с закатом солнца, чтобы не жечь дорогое электричество.

Все экспертные мнения о том, что, мол, сбытовая компания тянет одеяло на себя, хочет обобрать бедных сетевиков, а заодно и граждан, мягко говоря, несостоятельны. Из-за разделения генерации, сетей и сбытов, последние оказались по сути «банком», который считает, собирает платежи с населения и организаций, раздавая деньги сетевикам и генерации согласно установленным правилам.

А вот роль великой Федеральной службы по тарифам в локальной информационной стычке очень интересна. В день появления информации, по словам журналистов, пресс-служба говорила, что вопрос повышения платы для садоводов и религиозных общин очень сложный, но комментарий для прессы обязательно будет. Собственно, он действительно появился: на следующий день ФСТ на голубом глазу распространила сообщение, что комментировать нечего, ничего не было и не будет, а в СМИ сплошная дезинформация. Словом, минус балл за оперативность и плюс 100500 за гибкость.

Давно живущая в покое и стабильности пресс-служба сетевиков, видимо, после серьезной взбучки, заработала во всю мощь. Местные СМИ были завалены релизами о работе МРСК. От публикации полного собрания позитивных сочинений про борьбу с грозами, про всероссийское совещание, про повышение безопасности объектов и прочего в информпространстве случилась передозировка. Все СМИ разом стали подобием вестника энергетической отрасли. Смелых одновременно предупредили о судебном преследовании.

Параллельно появились интеллигентные письма Нижегородской сбытовой компании, где гендиректор просил не использовать его цитаты в остро-перченых материалах про МРСК, в конфликте с которой он явно не заинтересован. Гендиректор Нижегородской сбытовой компании Василий Ситдиков вообще не похож на человека войны. Такие, как он, чувствуют себя хорошо только в условиях тишины и понятных бизнес-правил, а любое сражение ощутимо выбивает из колеи. Хотя как знать, реалии могут измениться, и тогда Ситдиков поверх очков опустит забрало, перестанет писать интеллигентные письма и вспомнит, что располагает медийными возможностями.

Пока энергетики баламутили информационное болото, к этому интереснейшему процессу подключились два первых лица в регионе. Губернатор Шанцев, как ему и положено, сообщил журналистам, что нельзя повышать цены на энергию для социально незащищенных садоводов и религиозных организаций. Спикер регионального парламента Евгений Лебедев в свою очередь пообещал разобраться, как такие намерения могли вообще возникнуть. Тема взята в плотное кольцо внимания региональной власти, которая уже не позволит спекулировать на эмоциях доверчивых граждан.

Кстати, где взять еще поп-корна?

Вероника Щедрина