12-06-08

Экономика

Без объявления войны

Выставив счета за ОДН, сбытовики фактически подтолкнули нижегородцев к социальному взрыву

Сравнение, конечно, не отличается изяществом, но поставщики ресурсов относятся к нам порой так же, как ученые — к подопытным крысам: «Живы еще? Хм… А давайте им кислород перекроем!» Очевидно, такой вот чисто научный интерес возник и у Нижегородской сбытовой компании. Недавно она разослала жителям города квитанции с дополнительной строчкой «Общедомовые нужды» (ОДН), по которой заплатить надо в среднем столько же, сколько за традиционное, индивидуальное потребление. Население действительно почувствовало нехватку воздуха.

Уйти в тень

Нападение произошло вероломно. Ведь не далее как в середине мая гендиректор НСК Василий Ситдиков собрал пресс-конференцию, на которой достаточно подробно рассказал, как более 90% бизнесменов стали платить за свет меньше благодаря мудрой политике сбытовиков. Заодно он ответил на нападки со стороны МРСК, и было очевидно, что главная цель брифинга именно в этом. «Сетевики» распространили тогда информацию, что НСК передает в тарифную службу искаженные данные ради получения сверхприбыли. Василий Хусяинович терпеливо объяснил, что это не так.

На той же пресс-конференции гендиректор НСК рассказал журналистам о грядущих новшествах: и о тотальной установке счетчиков, которая нас ожидает, и о трехтарифных приборах учета. Но ни слова не произнес о самом главном из новшеств.

Буквально через пару недель население получило квитанции за свет с новой строчкой — ОДН. Цифры в этой строчке у всех стоят разные: кому-то за общедомовые нужды предлагается заплатить 30–40 рублей, а кому-то — под 200. Во многих случаях сумма по ОДН вышла такая же, как и по привычной строчке (то есть за индивидуальное потребление в квартирах). Что интересно, есть масса примеров, когда в доме и освещение подъездов нехилое, и два лифта, но счет за ОДН жителям выставлен мизерный — в отличие от обитателей убогих хрущевок с перегоревшими лампочками. Кривой подсчет какой-то, если честно.

Волна возмущения поднялась мгновенно. В абонентских пунктах НСК закипели страсти: до предела взвинченные потребители их буквально атаковали и обещали в следующий раз захватить вместе с квитками вилы. Некоторые советы домов вообще решили бойкотировать незаконные, на их взгляд, квитанции. В частности, председатель совета дома № 44 по улице Искры Юрий Кузнецов оповестил жильцов, что они уже платят за освещение мест общего пользования 1,03 рубля по строчке «Содержание и ремонт». Юрий Иванович рекомендовал соседям не производить оплату — по крайней мере, до тех пор, пока НСК не даст четкого юридического обоснования. Подсуетился и руководитель фракции КРПФ в региональном парламенте Владислав Егоров, обратившись в прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации. И, само собой, телефоны НСК, Роспотребнадзора, прокуратуры и антимонопольной службы начали разрываться от звонков возмущенных потребителей.

На растерзание журналистов гос­подин Ситдиков бросил своего зама Евгения Водопьянова. Сам гендиректор после того безоблачного брифинга ушел в тень: негоже столь ответственному и жаждущему популярности топ-менеджеру признаваться в непопулярных мерах.

На растерзание Василий Ситдиков (слева) бросил зама Евгения Водопьянова. Сам ­гендиректор НСК ушел в тень: ­негоже ­жаждущему ­популярности топ-менеджеру ­признаваться в ­непопулярных ­ мерах

Вопросы без ответов

По словам Водопьянова, с 2006 года, согласно двум правительственным постановлениям, энергопотребление мест общего пользования из жилищной услуги (ее оказывают домоуправляющие организации) превратилось в коммунальную (ее оказывают ресурсоснабжающие организации, в том числе и НСК).

До 2006 года мы на законных основаниях платили мизерные суммы за энергопотребление в подъездах домоуправляющим организациям по строчке «содержание и ремонт», а ДУКи уже рассчитывались со сбытовиками. То есть это была жилищная услуга.

С 2006 года такая схема, по словам замгендиректора НСК, стала нелегитимной. С тех пор сбытовики должны были включить строчку «ОДН» в квитанции, а ДУКи должны были перестать брать с населения деньги за энергопотребление мест общего пользования в рамках платы за содержание и ремонт.

Но давайте разберемся. В двух постановлениях от 2006 года (№ 307 и № 491) нет прямого указания на то, что энергопотребление мест общего пользования должно быть коммунальной услугой. Поэтому нижегородцы как платили за это потребление по строчке «Содержание и ремонт», так и продолжили платить. А если с 2006 года данная схема стала незаконной, почему тогда прокуратура ее не прикрыла? И почему вы, уважаемые сбытовики, не ввели тогда строчку ОДН? Не потому ли, что нормативные акты не дали никакой ясности?

По словам Евгения Водопьянова, в течение этих шести лет сбытовики давали нижегородцам «отсрочку» и следили за судебной практикой. И только в конце 2011 года они разорвали договора с ДУКами на энергопотребление мест общего пользования по строчке «содержание и ремонт».

Но если это так, то почему плата по этой строчке у нас не уменьшилась? И почему свет в подъездах с 1 января 2012 года продолжил гореть, а пресловутым ОДН нас огорошили только в мае? Ведь разорвав в конце 2011 года договора с ДУКами, сбытовики должны были ввести новую строчку в квитках с 1 января…

Ответ на два последних вопроса очевиден: до известного события, произошедшего в марте, о непопулярных мерах не могло быть и речи. А вот за послевыборный апрель нам и предлагается заплатить сейчас по новой схеме.

Но самое интересное, что ни в апреле, ни в мае плата за содержание и ремонт не уменьшилась. Стало быть, или ДУКи пустили эти деньги на иное, или договора между ними и сбытом не так уж и разорваны, как заверяет нас Евгений Водопьянов. А если они на самом деле не разорваны, оплатить потребление мест общего пользования нам предлагается дважды: по строчке «Содержание и ремонт» и по строчке «Общедомовые нужды».

По закону поставщики услуг должны оповестить население об изменении платы за 30 дней. Соответствующее извещение должно было быть в квитках за март. Этого сделано не было, и сбытовики это признают. Как объясняет Евгений Водопьянов, тарифы остались прежними, поэтому извещений и не было. А через СМИ (это Евгений Александрович объяснил журналистам) сбытовики не раз предупреждали население. Но пардон, размер платы реально изменился.

Водопьянов привел хитрую формулу расчета ОДН в том случае, когда в квартирах счетчики стоят, а общедомового прибора нет (это сегодня массовое явление). Согласно этой формуле, чем выше показания в вашей квартире, тем больше вы платите за ОДН. Но чем больше сумма показаний счетчиков по всему дому, тем ОДН меньше. А если все жильцы дома неразумно потребляли энергию и сожгли столько, сколько должны были сжечь по нормативу, за ОДН таким жильцам платить вообще не надо.

Таким образом, данная формула в корне противоречит идее энергосбережения, которой так озабочены федеральные власти.

При этом ни в одном постановлении, ни в одном законе этой формулы нет.

Срочно и много

Измерив активность крысиной возни, добрый экспериментатор возвращает подопытным кислород, злой — оставляет умирать. Сбытовики выбрали для себя роль добрых экспериментаторов. Ощутив сопротивление взбудораженного народа (и получив, скорее всего, напутствие губернатора, которому скоро избираться), НСК объявила о временной отмене скандальной строчки. До сентября мы за ОДН платить не будем, а тем, кто уже заплатил за апрель, обещают перерасчет. С сентября же вступают в полную силу новые правила предоставления коммунальных услуг, в которых четко прописано: общедомовые нужды — услуга коммунальная, и соответствующая строчка появиться в квитанциях должна. Но тем, у кого не будет общедомовые счетчиков, надо будет платить за ОДН не по взятой с потолка формуле, а по нормативам, которые сейчас разрабатываются на федеральном уровне.

«В эти летние месяцы строчка ОДН в квитанция останется, и цифры в ней будут, — говорит Водопьянов, — но платить по ней не нужно. Мы ее оставим, чтобы население привыкало».

Вот так вот. Это, оказывается, была всего лишь психологическая атака, чтобы мы «привыкали». Эдакая проба.

На самом деле, конечно, атака готовилась не психологическая, а самая что ни на есть боевая. Смысл ее очевиден: сбытовикам нужно было резко и много «срубить» дополнительных средств с населения.

Почему им так срочно понадобились деньги?

Здесь ответов может быть несколько. Один из вариантов — немалые потери, которые они понесли, скупив почти все СМИ города и объединив их в МС-холдинг.

Возможен и такой вариант: сбытовики сумели сгладить конфликт с МРСК, перечислив этой компании те суммы, которые она уже давно пытается взыскать.

Так или иначе, на каком-то из невидимых фронтов НСК понесла потери, и попыталась компенсировать их за счет скороспелого введения ОДН. Не исключено, что уже сейчас сбытовики готовят населению еще один сюрприз, раз с общедомовыми нуждами не получилось. Не за горами принудительная установка общедомовых счетчиков, которые могут влететь нам в копеечку. Но нам не привыкать: мы — испытуемые.

ПОД ТЕКСТ

После того, как «сбытовики» решили отсрочить введение платы за ОДН до осени, ситуацию прокомментировал глава городской администрации Олег Кондрашов.

«Приветствую и полностью одобряю это решение, — сообщил Олег Александрович. — Сегодня, как показала ситуация, никто к повышению квартплаты оказался не готов».

При этом градоначальник отметил, что ввести новую строчку потребовал закон.

Георгий Степанычев