№63 (1911), 08.06.2012

Экономика

Конец эры Щеголевых

Переполох на всех уровнях власти вызвала неожиданная отставка руководителя «Нижний Новгород — Трансгаза» Игоря Щеголева, позиции которого долгие времена считались незыблемыми.

Газпром в России — это такая же засекреченная структура, как оборонно-промышленный комплекс в СССР. Поэтому информации об уходе Игоря Щеголева очень мало. По некоторым данным, Щеголеву предлагалось место директора департамента в центральном офисе Газпрома или переезд в Югру — что называется, по горизонтали. Категоричный ответ Щеголева якобы вызвал жесткую реакцию. В Газпроме, как в военизированных структурах, такого не терпят. Поэтому он якобы попал в опалу. При представлении нового руководителя Вячеслава Югая он даже не присутствовал. А по аппаратным канонам, это плохой знак.

Игорь Щеголев вроде имел логичную позицию. В 52 года поздно куда-то перебираться, чтобы там кардинально перестроить работу. Это для тех, кто моложе. Утверждается еще, что в Нижнем Новгороде Щеголеву работалось комфортно. ООО «Нижний Новгород — Трансгаз» — стопроцентная дочка Газпрома, А Щеголеву якобы предложили работу в ОАО, где есть и другие акционеры. Это всегда лишние хлопоты.

Но есть и более конспирологические версии, почему Игорь Львович не хотел покидать Нижний Новгород. Есть мнение, что семья Щеголевых пересидела со времен «Волготрансгаза». Сначала долгое время рулил Лев Иванович Щеголев, а потом передал бразды правления сыну — Игорю Львовичу. Лет двадцать в вотчину Щеголевых никто не совался. Вроде бы Щеголев и не хотел, чтобы кто-то подверг это огромное хозяйство ревизии. А там помимо профильных были и непрофильные активы, с которыми случалось разное.

Говорят и о некоторых подрядчиках, которые при новом руководстве потеряют свое положение.

Что касается города и области, то ситуация вокруг «Нижний Новгород — Трансгаз» не может их не тревожить. Эта структура является одним из крупнейших налогоплательщиков в Нижегородской области. А сейчас в соответствии с новациями в законодательстве вертикально-интегрированные структуры снижают налоговые выплаты в нашем регионе. Губернатор Валерий Шанцев недавно упомянул сумму потерь в 2012 году — около 10 млрд рублей. Наверняка в этом есть и доля газовиков.

Помимо этого, «Нижний Новгород — Трансгаз» участвует и в ряде внебюджетных проектов по городу и области. По некоторым данным, газовики на 50% финансируют ФК «Волга». Что будет в следующем футбольном сезоне — неизвестно. Кроме того, компания хотела потратить 300 млн рублей на реконструкцию Звездинки. Городские власти обеспокоены — сохранятся ли эти договоренности? В целом же власти уверены, что проекты сохранятся. Мол, договоренности есть на уровне Газпрома, то бишь Алексея Миллера. Тем не менее, встреча представителей города с новым руководством компании уже планируется.

Если говорить о политической составляющей этой кадровой рокировки, то становится понятно, что Газпром слишком большой, чтобы советоваться с региональным руководством. Не помогло Игорю Щеголеву и то, что он третий созыв подряд становится депутатом регионального парламента. Правда, в Законодательном собрании он был редким гостем. Сейчас, возможно, у него будет больше времени на законотворчество.

Виктор Деменев