12-06-08

Экономика

Установка на повышение

В преддверии общественных слушаний по вопросу подъема уровня Чебоксарского водохранилища несколько уроков — история, арифметика и логика

В середине мая на Нижегородской ярмарке проходил XIV Международный форум «Великие реки». Я был заместителем директора главного природоохранного ведомства Нижегородской области и помню, сколько было надежд на первый такой форум — в 1999 году. Сколько высоких должностных лиц приехало из Москвы на его открытие, как ждали премьера Виктора Черномырдина, а открывал форум его заместитель. И во многом наши надежды оправдались, пусть только в моральном плане, но чувство искренней сопричастности у высшей власти к проблемам Волги — а, значит, и к проблемам нижегородцев — было. В так называемые «нулевые» участниками форумов были знаменитые и известные лица мира и страны — Тур Хейердал, вдова известнейшего океанолога Жака Ив Кусто, Геннадий Селезнев, Григорий Явлинский, министры и их замы. Всех и не упомнишь. Однако уже ко второму форуму, в самый праздник, в день открытия 17 мая 2000 года, участников ждал пренеприятнейший сюрприз — Указ нового президента о расформировании государственного федерального и, соответственно, областных комитетов охраны природы.

В середине мая на Нижегородской ярмарке проходил XIV Международный форум «Великие реки». Я был заместителем директора главного природоохранного ведомства Нижегородской области и помню, сколько было надежд на первый такой форум — в 1999 году. Сколько высоких должностных лиц приехало из Москвы на его открытие, как ждали премьера Виктора Черномырдина, а открывал форум его заместитель. И во многом наши надежды оправдались, пусть только в моральном плане, но чувство искренней сопричастности у высшей власти к проблемам Волги — а, значит, и к проблемам нижегородцев — было. В так называемые «нулевые» участниками форумов были знаменитые и известные лица мира и страны — Тур Хейердал, вдова известнейшего океанолога Жака Ив Кусто, Геннадий Селезнев, Григорий Явлинский, министры и их замы. Всех и не упомнишь. Однако уже ко второму форуму, в самый праздник, в день открытия 17 мая 2000 года, участников ждал пренеприятнейший сюрприз — Указ нового президента о расформировании государственного федерального и, соответственно, областных комитетов охраны природы.

«Властьлишенные»

Дальше — больше. Потом совместили контрольные и хозяйственные функции в одних руках — министерства природных ресурсов. То есть, к примеру, тот, кто рубит лес, то сам себя и контролирует: сколько срублено и как. Крупному бизнесу удобно, не правда ли? Потом ваш покорный слуга, пишущий эти строки, судился в Верховном суде с крупным бизнесом, пытавшимся отменить плату за загрязнение окружающей среды. Только Конституционный суд отстоял её. Сколько бумаг, нервов, времени истрачено на борьбу, по сути, с собственным государством. Потом ликвидировали государственную экологическую экспертизу, потом нормативный характер СНИПов стал рекомендательным, потом упразднили экологические фонды, а из экономического механизма природопользования сделали пустую формальность. Потом… Если говорить образно, то у экологической структуры год за годом выбивали зуб за зубом властных полномочий, пока она не превратилась в бессильную, шамкающую старуху, не способную внятно высказать свое мнение. Кто-то этого и хотел. Понятно кто.

В полной и прямой пропорциональности падало и значение форума «Великие реки». Один только факт. Сначала форумы открывали вице-премьеры, потом министры или их замы, полномочные представители в Поволжском регионе, а в последние годы губернатор нижегородский, а в этом году уже только зам губернатора — и тот не первый. И пусть кого-то не удивляют цифры, что были прочитаны доклады специалистов из 14 стран и 25 субъектов России. Доклад, как известно, докладу, как и человек человеку, — рознь.

И какая-то нехорошая стала вырисовываться тенденция: экологическому форуму неэкологические подарки преподносить. К XII-му, например, подарили — самый, может быть, «драгоценный»: о начале проектной проработки подъема уровня Чебоксарского водохранилища до 68 отметки (распоряжением Правительства РФ № 600 р — от 21 апреля 2010 года).

По обе стороны баррикад

Тысячи жителей Нижегородской области поставили свои подписи против этого акта в списках, подготовленных общественными организациями и партиями, вплоть до «Единой России», отвезли их в Москву, но… Уже два года, как энергично крутится гигантский маховик государственного механизма проектирования и строительства по проекту.

В рамках только что закончившегося форума был «круглый стол» по этой многострадальной проблеме. Губернатор выступил с обличительной речью о недопустимости подъема. Однако что-то не чувствовалось в его речи, после 30— и 40-минутных встреч, ранее состоявшихся с президентом и премьером, уверенности в победе.

Генпроектировщик ОАО «Инже­нер­ный центр энергетики Поволжья» (гендиректор А.Б. Ремезенцев) был вторым выступающим. Он рассказал, что готовит проектно-сметную документацию по всему спектру вопросов. Тут и модернизация гидроагрегатов на Чебоксарской ГЭС, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), понижение уровня грунтовых вод в Заречной части Нижнего Новгорода, укрепление Макарьева и т.д.

Добавлю, что генпроектировщиком этим заключены десятки, если не сотни, субподрядных договоров на многомиллионные суммы, многие из которых уже оплачены. Задействованы тысячи людей, они работают, получают зарплату, премии. Техзадание на завершение строительства Чебоксарской ГЭС согласовали все заинтересованные ведомства России: минтранс, МПР, минрегион, минэкономики, минэнерго. То есть вопрос заказчиком (ОАО «Русгидро») «наверху», так сказать, утрясен, и не надо успокаивать себя тем обстоятельством, что из ТЗ исчезло словосочетание «возможное поднятие уровня». Этот факт говорит лишь о том, что в лице ОАО «Русгидро» правительство Нижегородской области имеет серьезного оппонента, если не сказать, противника.

Созданы рабочие группы для координации взаимодействия всех сторон в вопросах проектирования, согласования и строительства. Процесс, как говорил один очень известный деятель, пошёл. И остановить этот инерционный механизм практически невозможно, тем более что соблюдены все демократические процедуры гласности, открытости.

«Русгидро»

«Русгидро», о котором мы уже очень многое знаем после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, успокаивает общественность: «Заинтересованные лица и ведомства, администрации городов и районов активно участвуют в рассмотрении и обсуждении промежуточных материалов через специальный портал в онлайн-режиме. Всё это позволяет сделать работу над проектом завершения строительства более оперативной» (конец цитаты). То, что работа идет очень оперативно, если не сказать чересчур энергично, сомневаться не приходится.

Напомню, что в 1990 году был уже один проект подъема уровня до 65 отметки. Он поступил на рассмотрение в отделы государственной экологической экспертизы каждого из субъектов РФ, затрагиваемых этим повышением (эту экспертизу, кстати, упразднили). Проект тогда получил отрицательное заключение. Причина отказа — неполное (я подчеркиваю — «неполное») выполнение мер, предусмотренных для 63 отметки.

И понятно почему, при отрицательном заключении на 65 отметку, появляется сразу желание у «Русгидро» поднимать до 68 метров.

Финансирование будущего строительства предусмотрено частно-государственное. Называются цифры затрат (ущерба) в 671 млрд рублей и выше. Скажу прямо, цифру затрат можно назвать хоть в несколько триллионов, сути дела она не изменит. По сказанным в январе 2012-го словам Ремезенцева, «Русгидро» совместно с госбюджетом планирует вложить около 77 млрд рублей. По его же уточненным данным (озвученным 16 мая) затраты составят 140–160 млрд рублей, в том числе 77 млрд пойдут только на водопонижение в Нижнем Новгороде. Однако о финансовых вопросах никто на «круглом столе» не говорил, а ведь денежки счет любят, особенно в наше сугубо меркантильное время. Что там экология, когда выгода застит всем глаза.

Освоению подлежит

Извечный и главный вопросы любой стройки — будут ли выделены средства, а второй, который, может быть, даже главнее — смогут ли подрядчики эти выделенные средства освоить в запланированный срок. Скажу прямо: больше 77 млрд за 10 лет (именно такой срок до подъема уровня воды намечен «Русгидро») освоить при существующей строительно-монтажной базе России просто невозможно. Для обоснования этого вывода я взял темпы освоения средств после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. При общем ущербе в 40 млрд руб. полное восстановление произойдет по оценке специалистов через пять лет, то есть в год осваивается всего лишь 8 млрд рублей. Напомню, что освоенными средствами считаются те, по которым подписаны акты выполненных работ.

Мэр Москвы Сергей Собянин намерен освоить в 2012 году на строительстве метро 25 млрд рублей, но при этом заявляет: «Мы по сути дела, собрали всех строителей не только из Москвы, но и с территории России в целом и стран СНГ». Как известно, сейчас нет ни комсомола, ни комсомольских строек.

«Русгидро» обещает закончить свои подготовительные работы за 10 лет. Правильно. Если цифру 77 млрд рублей разделить на цифру годового освоения средств (8 млрд), то как раз и получится искомая цифра 10. Растягивать же срок строительства на большие сроки никто не будет.

«Русгидро» — частная фирма, и она ещё помнит о таком показателе, как срок окупаемости, то есть денежки умеет считать. Другими словами, возникают опасения, что многие работы сверх 77 млрд рублей не будут выполнены, из них и по Нижнему Новгороду.

Исходя из вышесказанного предлагаю следующее.

Позитивная программа — по пунктам

Во-первых, надо выработать внятную финансово-экономическую стратегию, особенно в том, что касается Заречной части Нижнего Новгорода. Нельзя добавлять к уже существующему разделению населения на богатых и бедных ещё и раскол общества на «нагорных» и «заречных». Нужно привлечь высококлассных и высокоуважаемых гидрологов, строителей и экономистов, чтобы рассчитать независимо от ИЦЭП затраты для устройства систем водопонижения Заречной части города. Уже сейчас городской власти нужно подавать заявку на 2013 год — на бюджетную помощь из федерального бюджета на работы по водопонижению и начинать проводить их работы уже с будущего года. Работа длительная — не только из-за низкого годового освоения средств, но из-за невозможности махом разрыть всю Заречную часть ввиду паралича автомобильного движения. Делать же водопонижение нужно в любом случае, даже если повышения до 68 отметки не будет. Хочу подчеркнуть, что город уже месяц живет при отметке большей, чем 68 метров. Проектанты и «Русгидро» приучают нас: ничего страшного.

Во-вторых, нужно рассчитать срок окупаемости затрат (нормой предусмотрено семь лет, а по предварительным расчетам понадобится около 30) и показать их цифры федеральному правительству. Если честно идти по пути ликвидации всех негативных последствий от подъема уровня, то проект долго не окупится. Поэтому может возникнуть такая ситуация, когда водохранилище постараются быстрее заполнить, требуя, тем не менее, денег от федерального правительства, то есть от нас с вами.

И наконец, в-третьих, надо показать президенту и премьеру Российской Федерации, что этот проект разорителен для России. Для этого нужны усилия высших должностных лиц города и области. Общественность здесь бессильна.

Теперь уже очень скоро — 14 июня в корпусе № 5 Нижегородского Кремля — должны пройти общественные слушания, а в июле проект будет передан на государственную экспертизу в Москву.

Предстоит очередная, хоть и не греко-римская, но все-таки борьба общества и крупного бизнеса, которому вкус победы более знаком и близок. Что-то будет на этот раз…

Михаил Чижов