12-06-08

Экономика

Вместо понимания — бойкот

Слово представителю малого бизнеса — чем и как мешает крупный бизнес, кто кого лоббирует и с кем нижегородская Гордума

Совсем недавно я не без интереса прослушал семинар «Стратегия российских предприятий при вступлении в ВТО». Интерес у меня обоснованный: во-первых, я самый что ни на есть настоящий предприниматель, а во-вторых, все то, что предлагалось на занятии как способ подстраховаться и подготовиться к вступлению в ВТО, — все это неприменимо к нашим условиям ведения малого бизнеса. И в сфере мелкорозничной торговли, и в сфере услуг, то есть рекламы, IT и далее по списку. Здесь и без ВТО странным образом создаются условия, которые приведут к окончательному вымиранию малого предпринимательства в целом.

У меня есть собственная концепция организации мелкорозничной торговли и размещения наружной рекламы. На мой взгляд, проблема «малых» предпринимателей — в разрозненности, несистемности и отсутствие лоббистов на депутатском уровне.

Есть «замечательный» пример «реформы» общественного транспорта в нашем городе. В 2004–2005 годах я был владельцем нескольких ПАЗиков и осуществлял услуги по пассажирским перевозкам по городу. Ситуация на этом рынке была далека от идеальной, все было организовано кое-как — и по вине тогдашнего директора департамента транспорта Владимира Грибова, которому, похоже, это было выгодно, и по вине предпринимателей. На рынке перевозок присутствовало около 500 предпринимателей. Как это обычно бывает, часть из них — добросовестные, часть — не очень.

Основная претензия в адрес частных перевозчиков состояла в том, что они не обеспечивают необходимую степень безопасности, не следят за автобусами, не контролируют водителей и не выходят на линии. В результате реформы должно было резко сократиться количество автобусов малой вместительности и появиться 800 автобусов большой вместимости. Прекрасная идея. Но не потому, что — как тогда некоторые говорили — «частники» справляются с безопасностью, хуже, чем государственные автопарки. Я лично видел, как в этих самых автопарках автобусы готовят к выходу на линию — либо так же, либо хуже. Помнится, были случаи, когда мне лично приходилось менять тормозные колодки вместе с водителями, не доверяя эту работу механикам и слесарям.

В общем, новые зеленые автобусы появились, но проблемы на переполненных остановках остались, автобусы как ломались, так и ломаются, а водители умирают от перенагрузок прямо в пути.

Тенденции, наблюдаемые сейчас по всем направлениям малого бизнеса, свидетельствуют о каких-то диких формах лоббизма крупного бизнеса, пользующегося административными возможностями, что недоступно «малым» бизнес-проектам, которые могут просто вымереть — как следствие такого разгула лоббизма

Прошло семь лет. «Автобусную реформу» можно считать реализованной. Давайте посмотрим на ее результаты с точки зрения предпринимателей города.

Осталось 65 «владельцев» маршрутов, представляющих разные юридические лица, которые под свои знамена пустили неразорившихся «частников» из числа тех пяти сотен. То есть одни стали рантье, а другие — «арендаторами». «Арендаторы» платят все налоги, кредиты за свои автобусы, а рантье обеспечивают юридическую «крышу» и отвечают за взаимоотношения с властью. В результате такого укрупнения большая часть предпринимателей ушла с рынка вообще. В итоге, государственное предприятие «Нижегородпассажиравтотранс» почти банкрот. Точной цифры долгов я так и не нашел, но по разным оценкам они составляют минимум 184 млн рублей, максимум — миллиард. Около 200 автобусов сломаны. Есть подозрение, что убыточным предприятие было с первого дня работы, которая, получается, была возможной за наш счет. Налогоплательщиков, я имею в виду.

И самое главное, как были очереди на остановках — так они и есть, как днем в обед не было автобусов — так их и нет, как в морозы автобусы не выходили на линии — так и не выходят.

Сейчас в городе реализуется очередная реформа рынка торговли: крупные акулы с помощью федерального лобби вытесняют «мелочь». Несколько месяцев всеми законными способами — письма, диалоги с властью — предприниматели добиваются того, чтобы быть услышанными. На повестке дня несколько важных вопросов, которые подлежат общественной огласке и рассмотрению в Городской думе Нижнего Новгорода.

Первое. Насколько целесообразно заключение договоров размещения нестационарных торговых объектов? По сути своей эти документы являются договорами предоставления услуг. Эту форму предпринимателям предлагают вместо договора аренды. То есть происходит банальная «подмена понятий». Причем нормы главы IV Земельного кодекса РФ не предусматривают такой вид права на земельный участок, как «право на размещение нестационарного торгового объекта».

Второе. Является ли экономически обоснованной цена первоначального размещения и почему эта цена должна привязываться к кадастровой стоимости земли? Должна ли методика определения начальной цены предмета аукциона — проводимого на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта — проходить согласования в Гордуме. Цена «размещения», к слову, возрастает от 5 до 20 раз.

Третье. Необходимо включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода объекты, не попавшие в схему, но имеющие арендные земельные отношения с КУГИ или Министерством имущества по Нижегородской области. Что соответствует пункту 6 статьи 10 ФЗ № 381, подписанного 28 декабря 2009 года.

Список, конечно, далеко не полный, но стоит отметить самое важное: первая же попытка внести эти вопросы на рассмотрение комиссий Гордумы окончилась провалом. Кворум профильной комиссии был сорван. Впервые в истории новой думы, избранной в 2010 году. Три депутата — Роман Буланов, Олег (Владимирович) Сорокин и Евгений Кузьмин покинули заседание. Впрочем, читатели «Новой» в Нижнем» читали об этом на страницах газеты. Этот демарш, мягко говоря, недемократичен — он как минимум демонстрирует наплевательское отношение. Интересно было бы услышать комментарии «думцев» по поводу резолюции предпринимателей, принятой в апреле 176 предпринимателями города. Вследствие «демарша» на майское заседание городского парламента три вопроса, волнующие сейчас весь рынок розничной торговли, — это где-то около 4500 предпринимателей — внесены не были.

То есть вместо понимания — бойкот. То есть в тактических схватках за свои права предприниматели остались пока без поддержки Думы — ждем с интересом июньского заседания.

Хотя есть и положительные моменты. Например, нас внимательно выслушали в Нижегородском эксперт-клубе, на заседание которого мы были приглашены Дмитрием Раскопиным и Владимиром Лапыриным. Нам даже обещали передать всю информацию о замечаниях и предложениях главе администрации города и рассмотреть вопросы на заседании общественной палаты города.

Вы спросите, что нужно малому бизнесу? Стратегически?

Например, нужны внятные ответы — от власти.

Нужны контуры, которые обозначат коридор возможностей и запретов на ближайшие три-пять лет, чтобы можно было спокойно планировать деятельность и развиваться.

Просто «малый» бизнес, как и все в природе, рано или поздно вырастет в бизнес большой. Будет платить больше налогов, трудоустраивать больше людей.

Но действующая система выстроена под «крупняк». Никто не задумывался, почему и как помогают бизнес-гигантам? Вы дайте такие же льготы «мелким» проектам — и мы сможем развиваться.

Тенденции, наблюдаемые сейчас по всем направлениям малого бизнеса, свидетельствуют о каких-то диких формах лоббизма крупного бизнеса, пользующегося административными возможностями, что недоступно «малым» бизнес-проектам, которые могут просто вымереть — как следствие такого разгула лоббизма.

Вообще, Нижний из купеческого города превратился в город-попугай с непонятными застройками разных цветов, город, где предпринимателей называют «торгашами» и «мелкими лавочниками», город, где напрочь (!) отсутствует бизнес-этика и культура платежей за услуги.

Но с другой стороны, нам же обещали выслушать, рассмотреть, учесть.

Будем оптимистами.

Другого выхода у нас нет.

 

Роман Амбарцумян